Открутите это немедленно!

Наверняка между вами и внутренностями бытовой техники вставал винт с шлицем, отличным от крестового и прямого, и у вас не оказывалось под рукой отвертки подходящей формы. Этот пост о видах шлицев, зачем их столько, и почему крестовых отверток ДВА вида, которые не совместимы меж собой (хотя кажется иначе).

304

Прямой шлиц (Плоский шлиц, Slotted, SL)

Исторически самый простой и дешевый вид шлица. Применяется с давних пор и до сегодняшнего дня, ГОСТ 24669-81.

Были широко распространены в СССР, практически все бытовые приборы собраны на винты с таким шлицем.

  Из плюсов - дешевизна и простота, даже сломанную отвертку можно переточить самостоятельно. Самый существенный недостаток - неудобны для сборки на конвейере - шлиц не центрируется, так что при затяжке отвертка может выскользнуть и поцарапать поверхность вокруг.

Размеров - море, от миниатюрных часовых до огромных лопат. При работе отвертка выбирается такого размера, чтобы плотно сидеть в шлице, малейший зазор/перекос/вмятина, и шанс сорвать шлиц вырастает.

Крестообразный шлиц (Phillips, PH)

В советском союзе это был самый ходовой крестовой шлиц (по ГОСТ 10753-86 тип H) В СССР они появились вместе с американской техникой, с тех пор и остались.

При значительном усилии затяжки, отвертку из шлица выталкивает (cam-out), что может привести к повреждению шлица и отвертки. Это было большим плюсом во времена, когда инструмент не имел муфт ограничения момента, лучше иметь слегка разбитый шлиц чем свернутую голову винта. Сейчас же, это большой недостаток и все современные шлицы не имеют выталкивающего усилия при затяжке.

Размеры: PH000, PH00, PH0, PH1, PH2, PH3, PH4

Крестовой шлиц с насечками (Pozidriv, PZ)

Винты с этим шлицем широко появились с волной импорта после развала СССР (по ГОСТ 10753-86 тип Z, но, похоже, метиз с этим шлицем в СССР не выпускалось). Именно из-за отсутствия отличных от PH шлицев большая часть населения не делает разницы между типами крестообразных шлицев.

Обратите внимание, угла меж гранями нет, они параллельны! Это позволяет закручивать с бОльшим моментом, чем шлицы типа PH, отвертку при этом из шлица не выталкивает. Чтобы визуально отличить крестообразные шлицы PH и PZ у последнего добавлены засечки:

Еще раз. PH и PZ хоть и внешне похожи, они не совместимы! Если крутить винт одного типа битой другого - будет разбивать и шлиц и биту. Видите крест - берите PH, видите крест с доп. насечками - берите PZ. Удивительно, что до сих пор встречаются "мастера" которые не знают этой разницы, и жалуются на некачественные винты/отвертки которые быстро разбиваются.

Размеры: PZ0-PZ4

Больше Ада! Шлиц JIS B 1012.

Это шлиц внутрияпонского стандарта, соответственно может попасться на импортированной из японии технике (например авто). Отличается от шлица PH геометрией, при внешнем сходстве. Разница важна, если вы будете пытаться открутить прикипевший винт, с большим усилием - тогда при попытке отвернуть его битой PH шлиц может сорвать. Визуально опознается по дополнительной точке на головке винта.

Для закрепления. У меня в руке три винта с крестовым шлицем, и они все РАЗНЫЕ! Для каждого требуется своя отвертка, попробуйте опознать где какой шлиц.

Шестигранник внутренний (Hex, Allen key, INBUS)

Allen -торговая марка the Allen Manufacturing Company из  Коннектикуте, зарегистрирована в 1910, но стала нарицательной. INBUS - абревиатура от Innensechskantschraube Bauer und Schaurte — винт с внутренним шестигранником Bauer & Schaurte. Очень часто его ошибочно (даже на упаковке!) называют иМбусовым, а иногда имбусовым обзывают ключ с головкой TORX.

Недостатком этого шлица является низкое усилие затяжки, особенно, если отвертка входит в шлиц с зазором. Размеры шестигранников могут быть как метрические, так и дюймовые. Если ваш ключ болтается в шлице - то возможно стоит взять дюймовый набор. Существует версия с "антивандальным" штифтом по центру.

Шлиц "звездочка" (TORX, hexalobular)

Является патентованным изделием компании textron. (патент истек в 90х, а вот торговая марка осталась.  Стандарт ISO 10664:2014 или ГОСТ Р ИСО 10664-2007) Это попытка исправить недостатки простого шестигранника - форма звездочки позволяет затягивать винт с огромным усилием, кроме того он центрируется и его при затяжке не выталкивает. Этим и объясняется, что он нашел такое распространение в технике.

Есть улучшенный (и патентованный, ха-ха!) вариант torx plus, внешне очень похож, но лучи короче, что дает большее усилие затяжки.  Есть версии со штифтом от вандалов, также есть версия с наружным шлицем.

Квадрат (Robertson)

Распространен в северной Америке, в наших краях встречается крайне редко.

12-гранные шлицы

Их несколько, они очень похожи, но тем не менее разные и не совместимые меж собой:

Triple-square (тройной квадрат) или XZN

Получается наложением трех квадратов с поворотом на 30 градусов. Угол в углублении 90 градусов.

Spline

получается наложением четырех равносторонних треугольников с поворотом каждого на 30 градусов. Соответственно угол в углублении 60 градусов.

Двойной шестигранник (Double hex, 12-point)

Получается наложением двух равносторонних шестигранников с поворотом на 30 градусов. Угол в углублении 120 градусов. Теоретически такой шлиц можно крутить обычным шестигранником, но с заметно большим шансом его сорвать.

Если вы уже пришли в себя от разновидностей крестовых шлицев, то вот вам еще один - Torq-set. К счастью он достаточно сильно отличается от крестовых шлицев в первой части поста - используется в авиационной технике - лопасти смещены от центра. Причем шанс встретить такую биту в наборе выше, чем встретить сам винт с таким шлицем :)

Зачем столько шлицев?

1. Изобретаем новый шлиц, который чуть лучше существующих

2. Патентуем

3. Продаем изделия со своим шлицем крупным производствам (автомобильным, авиационным)

4. PROFIT!!!

Причем не достаточно изобрести идеальный шлиц, любое внедрение - это головная боль - новые цепочки поставки, новые инструменты, обучение персонала, поэтому внедрение новых типов шлицев обычно происходит, если новый тип радикально лучше существующих.

Шлицы страданий

Шлицы выше обладают важным свойством, относительно прямого - бОльший крутящий момент и  центровка. Но иногда производитель не хочет, что бы внутрь устройства лазил кто попало. Ниже шлицы, которые используются для ограничения свободного доступа внутрь - просто потому что в обычных наборах инструментов нет соответствующих бит.

Трехлопастные Ti-wing и Tri-point (Y-type). Они очень похожи, но у tri-point лопасти идут из центра, а у tri-wing они смещены. На фото сверху Tri-wing, снизу - Tri-point:

Иногда можно встретить треугольные (Triangle), как наружный, так и внутренний. Бита для него вытачивается очень просто из любого гвоздя.

Для антивандальных применений (крепления чего-то в общественных местах) используют вилочный шлиц (spanner, snake eye), который советский школьник выкручивал доработав плоский шлиц напильником. Задачу усложняет пятигранник (Pentagon) - за счет нечетного количества граней, у шлица нет параллельных поверхностей - плоскогубцами такой не отвернуть. Совсем хардкор - это Tri-Groove - за счет конусной части его также не ухватить плоскогубцами, нарезов всего три - бокорезами тоже не подхватить.

Помимо пятилучевого торкса (5 lobe torx/5-point torx) одна небезызвестная фруктовая компания разработала и внедрила свой Pentalobe. Тут на лицо неслыханная наглость - собрав свои изделия на винты со своим патентованным шлицем можно вынудить ремонтировать свои продукты только в своих сервисных центрах. А благодаря патенту - можно прессовать любого, кто осмелится производить отвертки для этого шлица. К счастью, до такого не дошло, и в продаже есть отвертки для шлицев pentalobe.

Похожий шаг сделала одна компания, производящая кофе-машины, от самостоятельного ремонта защищает винт с овальной головкой.

Ну и достойным завершением поста будут шлицы One Way - они вообще не предназначены для выкручивания, при вращении против часовой стрелки отвертку будет просто выбрасывать из шлица.

Веселее только крепеж с отрывной головой (Shear head screw)- у такого головка двойная. Винт закручивается до упора и головка сворачивается. Удобно для гарантии, что винт затянут до необходимого усилия и для антивандального применения.

Ключевые слова для гугления теперь есть, визуальные образы для опознания есть. Осталось рассказать, что делать, если всё-таки вы свернули шлиц у крепежа :) но это тема для другого поста. В пост не вошли совсем уж экзотические типы шлицев (clutch, mortorq, Lox и т.д.), крайне маловероятно что вы с ними столкнетесь.

 

 

Источник ➝

Новый экзоскелет может позволить бегать в 7 раз быстрее, чем обычно

Умение быстро бегать может пригодиться в самых разных областях: не важно, занимаетесь ли вы профессиональным спортом или же просто хотите быстрее добраться до стеллажа с гречкой в магазине, опередив в пути всех своих конкурентов. И для тех, и для других, специалисты из Университета Вандербильта в США придумали новое уникальное устройство, позволяющее бегать со скоростью, в 7 раз превышающей обычную. Известно, что при правильном использовании, механизм способен приблизить скорость бега человека к велосипедным показателям, составив примерно 20,9 метров в секунду.

Человек может научиться бегать со скоростью велосипеда

Как быстро бегать?

Уникальный экзоскелет, способный придать абсолютно любому человеку скорость велосипеда, представляет собой систему, принцип работы которой очень похож на катапульту. Особый пружинный механизм, ставший основой необычного устройства, может оказать несравнимую поддержку людям, испытывающих проблемы с работой нижних конечностей. И, хотя в настоящее время экзоскелет еще проходит стадию тестирования, разработчики уверяют, что их прототип будет готов уже к следующему году.

Результат нашей работы может привести к созданию нового поколения устройств, специально разрабатываемых не только для проведения спасательных операций и улучшения работы правоохранительных органов, но и для тех областей, где люди могли бы извлечь выгоду из увеличения скорости движения, — пишут исследователи в своей опубликованной статье.

Сам механизм работы устройства основан на принципе работы обычного велосипеда, педали которого помогают нам продвигать себя вперед по мере движения, пишет sciencealert.com. Однако делая ногами движения вверх и вниз, человек, совершая велосипедную прогулку, даже не догадывается, что таким образом теряет много потенциально полезного времени, которое уходит впустую в момент нажатия на педали.

Так как же лучше использовать это «потерянное» время? Исследователи, стоящие за созданием экзоскелета, рассматривали различные концепции, проводя эксперименты над пружинным креплением, действие которой схоже с действием катапульты. Согласно их теории, ноги способны выполнять полезную работу даже находясь в спокойном состоянии, а добиться подобного эффекта может помочь особых пара пружин, прикрепленных к ногам. Вместе с тем, хотя подобная идея существует уже более века, сама по себе она не особенно эффективна. Для того, чтобы улучшить ранее малоэффективную технологию и проверить, каким именно образом распределяется энергия от изменения формы пружины, исследователи решили смоделировать прототип устройства на компьютере.

Механизм работы экзоскелета, работающему при помощи специальной пружины

Так, согласно выдвинутым в ходе эксперимента предположениям, эффективная работа создаваемого учеными устройства будет происходить от сгибания ноги и движения вперед в воздухе. Придавая телу дополнительную поддержку, пружина может высвободить эту энергию при контакте с землей, помогая человеку развить неплохую дополнительную скорость. Анализ показывает, что для достижения максимальных скоростей пружина должна была бы захватывать энергию от каждого шага на 96 процентов, одновременно с этим передавая все полученное ускорение. Если так, то цифра 20,9 метра в секунду — максимальная скорость при использовании “сапогов-скороходов” ХХI века — также основана на энергии, создаваемой велосипедистом мирового класса. Иными словами, для большей части населения нашей планеты скорость при применении устройства может казаться немного ниже заявленной.

В настоящее время у исследователей имеется еще много проблем, связанных с созданием экзоскелета. Как бы то ни было, специалисты настроены оптимистично и намерены приспособить работу пружины к различным скоростям, как это делают шестерни на велосипеде. И, кто знает, быть может, новая технология, сможет однажды поместиться в обычной обуви, тем самым создав предпосылки своего использования не только в экстремальных ситуациях, но и при создании совершенно новых видов спорта.

 

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх