На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алексей Демин
    ПриветВ России запустят...
  • Максим Гусев
    горшок для лука лучше бы сделал из видикаВторая жизнь виде...
  • Модест
    Лампочки мигают, дурачок радуется... Новый распил бюджета на космос?Что придет на зам...

Извини, но ты живёшь в России: почему нас лишают классных гаджетов?

Приходишь в магазин за новым смартфоном… и ничего не нравится. Знакомая ситуация? Куда ни глянь — одни и те же бренды. Можно вернуться через месяц или через год — не изменится ни-че-го. Только цены вырастут. И пока весь мир упивается разнообразием, мы почему-то довольствуемся тем, что есть. Почему классные смартфоны и ноутбуки не продаются в России и где искать спасение? Ответы — в нашем материале.

Казалось бы, мы занимаем 9 место в мире по численности населения. Почти 150 миллионов человек с различными нуждами, предпочтениями и доходами могли бы скупить все гаджеты мира, даже самые диковинные. Господа производители, перед вами огромнейший рынок — приходите и осваивайте. Однако на деле всё не так просто. Провозить телефоны в мешках с картошкой — удел серых перекупщиков. Мало-мальски приличные вендоры работают в рамках правового поля, и на границе с другим государством их непременно ждёт колючая проволока из множества экономических, юридических, бюрократических и культурных нюансов. В итоге куча действительно классной техники банально не доезжает до наших магазинов. Почему так?

Извини, но ты живёшь в России6-дюймовый фаблет Huawei Mate 10 Pro официально в России не продаётся. Купить гаджет с камерой Leica, NFC и 128 ГБ памяти можно в интернет-магазинах, но каналы, по которым они поступили в нашу страну, сомнительны

 

Низкая покупательная способность

Приведём простой пример. Есть Fairphone — первый по-настоящему модульный смартфон. Его легко собрать и настроить под свои нужды, дёшево апгрейдить и просто чинить. Приобретая такой аппарат, вы получите не только чистое покупательское наслаждение, но и серьёзный плюсик в карму. Компания Fairphone принципиально не использует в производстве сырьё, добытое с привлечением детского и рабского труда, — только легальные шахты, только экологичное производство! А есть необъятная Родина с медианной зарплатой в 27 400 рублей. И если Москва ещё может побаловать себя необычной техникой, то условному Череповцу не до экзотики: тут бы просто выжить.

Извини, но ты живёшь в РоссииFairphone 2. Настоящий модульный телефон — и этим всё сказано. Разбился экран, «умерла» батарея, захотелось камеру получше? Не проблема, за минуту своими руками можно заменить практически каждый винтик. Правда, приобрести такую прелесть россияне могут только на официальном сайте

В результате для россиян на первое место выходит соотношение цены и возможностей, которым Fairphone похвастаться не может: за аппарат на Snapdragon 801 производитель просит 600 евро. Получается, что бренду попросту нет смысла выходить на наш рынок. Вот так вложат миллионы в логистику и раскрутку, а купят всё равно полтора энтузиаста. Не потому что не хочется, денег просто нет. Похожая история с японо-тайваньскими смартфонами Sharp. Безрамочные красавцы могли бы покорить РФ, но рынок уже поделён, а борьба с крупными конкурентами для Sharp — затея слишком дорогая и рисковая.

«Бренды, прежде чем запустить бизнес в России, начинают с анализа рынка, смотрят на предложения конкурентов и рассчитывают предполагаемую розничную цену. Как правило, этого достаточно, чтобы понять, есть ли у продукта перспективы или не имеет смысла запускать его в данном регионе. То есть объём продаж может быть очень мал, а затраты на ведение бизнеса — настолько высоки, что приведут к убыткам», — рассказывает Аркадий Маркарьян, независимый эксперт по рынку мобильной электроники.

 

Налоги и накладные расходы

Законодательство Российской Федерации не нянчится с иностранной продукцией. Прежде чем ассортимент ляжет на полки магазинов, фискальные органы требовательно протянут руку, и поставщику зарубежной электроники придётся отслюнявить внушительные стопки валюты. Это — на обязательную сертификацию. Это — на пошлину, которая, в зависимости от категории товара, может достигать 15% от его стоимости. Разумеется, позже все расходы будут обязательно учтены и заложены в ценник. Добавьте сюда НДС в размере 18%, траты на рекламу, а также накрутку от местных дистрибьюторов и розничных сетей.

Вопрос накладных расходов тоже остаётся открытым. Всё тот же закон о защите прав потребителей запрещает оставлять покупателя без сервисной поддержки и гарантии хотя бы на год. И это замечательно, всем нравится чувствовать себя защищёнными. Однако для производителя это означает дополнительные расходы — и немалые. Недостаточно просто развести товар по всем уголкам огромнейшей страны. Приходится ещё и открывать сеть сервисных центров, нанимать и обучать персонал, а потом налаживать поставки запасных деталей.

Извини, но ты живёшь в РоссииRazer Blade Pro. Мощнейший игровой ноутбук с Core i7 седьмого поколения, топовой видеокартой вплоть до NVIDIA GTX 1080, большим SSD и 4К-дисплеем, поддерживающим технологию G-Sync. И вся это вкуснотень упакована в алюминиевый корпус толщиной в 2 см. Где купить? Где угодно, только не у нас

Словно всего этого мало, закон о защите прав потребителя требует, чтобы продукт был предельно понятен нашему пользователю. А значит, программное обеспечение, всевозможные инструкции и буклетики с информацией должны быть переведены на русский. И если популярные бренды могут позволить себе такие издержки, то для мелких вендоров игра нередко попросту не стоит свеч.

В результате цена в РФ может оказаться на 150% выше, чем в других регионах. И это не прихоть производителя — просто иначе он будет работать себе же в убыток. Одни компании находят лазейки, другие просто не заморачиваются, потому что, не имея альтернативы, мы всё равно заплатим. Но есть и третьи: те, кто в своё время не успел завоевать местную аудиторию и едва ли уже сумеет — с такими-то сложностями.

 

Специфическая стратегия производителя

Бывает и такое, что фирма уже представлена на нашем рынке или только выходит на него, но по той или иной причине не привозит в Россию самую интересную новинку. В 2017 году OPPO вошла в топ-5 крупнейших производителей смартфонов. В частности, рекордсменами продаж оказались модели R11 и A57. Однако на первой официальной презентации в России OPPO представила публике не флагманы и не бюджетные варианты, а середнячка F5. Логика была проста: дешёвые аппараты примут за «очередных китайцев», а гаджеты подороже брать не будут, ведь марка ещё незнакомая.

Извини, но ты живёшь в РоссииДоля проданных в июле 2017 года смартфонов по брендам. OPPO наступила на пятки Apple.

 

Отсутствие контента для местного рынка

Ещё одна ситуация, которая встречается всё чаще: технику продают за символические деньги, потому что она — всего лишь средство доступа к платному контенту или услугам. Например, планшеты и ридеры Kindle продаются ниже себестоимости с одной целью: заманить пользователя в цифровой магазин Amazon, где он обязательно отплатит за такую щедрость. Перевести интерфейс на великий и могучий — не проблема. Проблема в том, что у Amazon нет контента на русском, а значит, поставки к нам лишены смысла. Похожая история с динамиками Google Home и Amazon Echo. Фишка обоих — умный голосовой ассистент. Но пока он понимает только английский язык, компаниям остаётся стоять в сторонке и смотреть, как резвится «Алиса». (Во время подготовки статьи Google Assistant появился в России, но доступен пока не всем, а уж колонка Google Home приедет ещё не скоро, если вообще это случится.)

Извини, но ты живёшь в РоссииGoogle Pixel 2 XL. Главный флагман Google и мечта любого адепта Android. Аппарат с топовым железом, великолепной камерой и эталонной сборкой операционной системы. Официально такой в РФ не купить

 

Недостаточный потребительский спрос

Впрочем, обиднее всего, когда мы сами «виноваты» в отсутствии крутого гаджета на полках. Ноутбуки на базе Chrome OS давно покорили весь мир, это простые, надёжные и чаще всего недорогие решения для повседневных задач. В США они стали настолько популярны, что превзошли по продажам лэптопы Apple. А вот в поворот к сердечку отечественного потребителя Chromebook не вписался. Нам подавай максимально функциональную ОС — чтобы и накладную заполнить, и видео смонтировать, и в игры зарубиться. А на Chromebook, увы, можно установить далеко не всякое приложение. Плюс такой ноутбук требует постоянного подключения к интернету. И хотя в России далеко не худшее мобильные покрытие, народ предпочитает не рисковать: а ну как завтра война, потоп или цены вырастут в десять раз? В общем, из-за низкого спроса поставки прекратились и неизвестно возобновятся ли в обозримом будущем.

Извини, но ты живёшь в РоссииAcer Chromebook 14. Лёгкий и компактный вариант для сёрфинга в сети и офисной работы. Со встроенным SSD-диском и корпусом из алюминия. За $230. Только вот у нас его не купить. Остаётся заказывать с eBay или безрезультатно искать аналог под Windows и плакать

 

Законодательные ограничения

Ещё в прошлом году почти все иностранные гаджеты проходили нотификацию, то есть получали специальное разрешение на ввоз от ФСБ. В теории закон ограничивал ввоз оборудования, которое «потенциально могло быть использовано для шпионажа, перехвата разговоров в сетях сотовых операторов и развёртывания сложных криптографических систем». Крупные производители быстро привыкли, а вот компании поменьше вертели всё это на хоботе азиатского слона. В результате смартфоны Essential Phone, камеры и термостаты Nest, а также электрические зубные щётки вместе с пылесосами Hoover оказались вне закона. Купишь такой в интернете и доказывай потом: мол, какой я вам шпион, гражданин начальник?

Извини, но ты живёшь в РоссииТермостат Google Nest регулирует температуру и влажность в доме. Однако Google не спешит везти его в Россию — экосистемы умного дома для него у нас пока нет

Однако в январе этого года ситуация радикально изменилась. Евразийская экономическая комиссия вывела из-под действия нотификации практически все устройства, которые только могут понадобиться рядовому гражданину.

В теории окно открылось, и, если официальные дилеры не хотят везти какой-то аппарат в Россию, на выручку отечественным покупателям могли бы прийти небольшие частные компании. Google не идёт к нам со своим чудо-гаджетом? Значит, новинку привезёт ИП «Валера». Немного, но желающим хватит. Однако и тут всё упирается в законодательство РФ, которое обязывает поставщика получить разрешение на реализацию товара у правообладателя. Иначе ввозить товары в страну нельзя. Можете себе представить ситуацию, в которой ИП «Валера» едет в головной офис Google, чтобы договориться о поставке десяти Google Pixel в город Гусь-Хрустальный? Вот и мы — с трудом.

Извини, но ты живёшь в России

Clevo P870TM1. Прелесть barebone-ноутбуков в том, что их можно, как и модульные смартфоны, полностью собрать под свои нужды и даже со временем улучшать. Заменить, скажем, процессор или видеокарту, прямо как в настольном ПК. Энтузиасты могут заказать такой за границей, но с учётом доставки и налогов дешевле взять парочку Razer Blade Pro

 

Что делать?

Перед ценителями экзотичной западной электроники по-прежнему стоит вопрос: где брать? Благо нотификация позади, а законы о торговле не касаются частных лиц. Поэтому остаётся только утолять свои капризы в зарубежных онлайн-магазинах: eBay, Amazon и других. Главное — внимательно изучать товар и осознавать все риски. Поскольку лэптоп запросто может приехать без русской клавиатуры, а телефон — без прошивки. Если вообще будет работать в нашем частотном диапазоне. Какие-то уникальные фишки могут оказаться недоступны, а на толковый сервис и вовсе полагаться не приходится. И, конечно, не стоит затягивать с крупными покупками. В обозримом будущем порог беспошлинного ввоза рискует грохнуться с 1000 до 200 евро — если не ниже. Вот тогда ничего дороже белых тапочек мы себе из Штатов точно не закажем.

Другой вариант: поискать приглянувшийся гаджет в небольших российских интернет-магазинчиках. «Серая» техника, доставленная в обход законодательных ограничений, обычно стоит дороже, чем за границей. Зато к ней прилагается гарантия от продавца. Правда, расположены подобные точки по большей части в Москве и других крупных городах.

Извини, но ты живёшь в РоссииSharp Aquos S2. Красавчик с 5,5-дюймовым почти безрамочным 2К-экраном и сдвоенной камерой всего за $150. В РФ принципиально не поставляется, можно заказать на JD и других китайских площадках

Зато фабрики Поднебесной всё чаще выходят из тени и пытаются предлагать продукцию напрямую, создавая уникальное ценовое предложение, которое заинтересует и дистрибьюторов, и ритейлеров, и конечного потребителя.

«Возможно, скоро вместо привычных нам локальных брендов мы увидим на полках магазинов гаджеты таких компаний, как Transsion, Itel, Tecno, Oukitel, Kenxinda, HiSence, Cubot и так далее, успех которых на других рынках, например, Китая, Африки или Индии, уже достиг максимума. И следующим регионом может быть Россия», — поясняет Аркадий Маркарьян, независимый эксперт по рынку мобильной электроники.

Конечно, поначалу простой покупатель старой закалки может немножко растеряться, когда из местного ГУМа в одну прекрасную ночь пропадёт вся техника привычных брендов и на её месте поселятся железки с непонятными иероглифами. Зато настоящий гик может быть спокоен, ведь со временем даже самые заковыристые новинки китайской инженерной мысли можно будет приобрести у нас — с локализацией, гарантией и прочими плюшками.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх