Лилия К* предлагает Вам запомнить сайт «Гаджеты. Технологии. Интернет»
Вы хотите запомнить сайт «Гаджеты. Технологии. Интернет»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Электронные новинки интересные и разные

Как в СССР воровали дизайн и технологии

развернуть

В сегодняшнем посте — рассказ о советском дизайне и технологиях, которые были украдены либо «заимствованы» из западных стран. Рассказывает блогер Максим Мирович.

3043090

Мне всегда смешно, когда поклонники СССР начинают рассказывать о каких-то необычайных технологических мощностях, возможностях и прорывах, которые существовали в СССР, — да, действительно, в военной и космической сфере кое-что было, но немалая часть и этих технологий была заимствована у других стран. Что касается автомобилестроения и производства «ширпотреба» — то там такие «заимствования», а часто и прямое воровство дизайна и конструкции существовали сплошь и рядом.

Широко известный хрестоматийный пример такого воровства — советский фотоаппарат ФЭД, созданный в 1934 году, который буквально в ноль содрали с немецкой «Лейки», выпущенной двумя годами ранее. Это лишь единичный случай, маленькая песчинка в длинном ряду автомобилей, утюгов, пылесосов, микрокалькуляторов и электронных игр, дизайн и конструкцию которых в СССР воровали у других стран.

Чем была обусловлена такая ситуация? Во-первых, СССР признавал далеко не все мировые патенты и считал себя вправе попросту копировать ту или иную технику: «А докажите, что это мы украли, у нас вон цвет радиатора другой!» Во-вторых (это, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует истинную ситуацию в производстве), в тех сферах, которые не были связаны с космосом и военкой, не велось никаких фундаментальных разработок, не было процесса поиска и отсеивания неудачных моделей — потому что все годы существования СССР его экономика фактически работала на военных (позже — на военно-космических) рельсах. Как результат — товары «ширпотреба» было проще украсть либо адаптировать, чем с нуля разработать что-то свое.

1. Ford Model A, 1927 год, и ГАЗ-А, 1932 год

Как в СССР воровали дизайн и технологии

Начнем с автомобилей. Ford Model A (слева) производился компанией Ford Motor Company с 1927 по 1931 год. Конечно, в основном в черном цвете, как больше всего любил Генри Форд. На модели был установлен четырехцилиндровый двигатель объемом 3,28 литра, развивавший довольно приличную для тех времен мощность в 40 лошадиных сил.

«ГАЗ-А» начал выпускаться в СССР в 1932 году. В отличие от других примеров в этом посте, техническая документация «ГАЗ-А» была официально куплена у Форда, то есть фактически автомобиль производился по лицензии. Это один из немногих случаев, когда в СССР официально купили лицензию на производство.

2. Opel Kadett, 1937 год, и «Москвич-400», 1946 год

Как в СССР воровали дизайн и технологии

«Москвич-400» (на фото справа) стали собирать в Москве на Заводе малолитражных автомобилей (ЗМА), на котором было установлено оборудование и оснастка, вывезенная с немецкого завода в Рюссельхайме в качестве послевоенных репараций. В СССР лишь немного изменили дизайн автомобиля и сделали вариант в кузове седан. Интересно, знали ли советские граждане историю появления 400-го «Москвича»? Говорят, что толковой документации на Opel Kadett в СССР не существовало, поэтому на заводе ЗМА пришлось просто разобрать существующие экземпляры Opel и на их основе фактически пересобрать «Москвич».

3. Opel Olympia Rekord (справа), 1947 год, и «Москвич-402», 1956 год

Как в СССР воровали дизайн и технологии

Ну ладно, первые два случая — это просто выпуск таких же автомобилей под другими названиями (первый куплен по лицензии, второй получен по закону о репарациях), но вот дальше начинаются уже конкретные заимствования. В 1947 году в послевоенной Западной Германии вновь, уже на новом оборудовании, заработал автомобильный завод в Рюссельхайме, который в 1953 году представил новую модель Opel — Olympie Rekord. Всего таких автомобилей было выпущено около 58 тысяч экземпляров. Кузов автомобиля стали делать в ультрамодном в то время понтонном стиле, когда кузов и крылья сливались в один силуэт.

А на фото слева — хорошо известный всем вам «Москвич-402», который, скажем так, весьма похож на Opel Rekord — разве что чуть изменили форму боковых крыльев, решетки радиатора да сделали четырехдверный седан вместо купе. Даже хромированную накладку на заднем крыле оставили, чуть изменив форму. Это уже не объяснишь «одинаковой оснасткой и оборудованием» (как в случае с Opel Kadett и «Москвичом-400»), так как два завода (в Москве и в Западной Германии) в начале 1950-х годов работали независимо друг от друга.

4. Ford Mainline, 1952 год, и «Волга ГАЗ-21», 1956 год

Как в СССР воровали дизайн и технологии

Ford Mainline выпускался с 1952 по 1956 год на заводе Ford. Он имел несколько вариантов отделки салона и был представлен в вариантах четырехдверного седана и купе, как на фото. Автомобиль был создан для американского среднего класса и позиционировался как машина среднего уровня. В 1957 году он был заменен моделью Ford Custom.

На фото справа — «ГАЗ-21», или же всем хорошо известная двадцать первая «Волга», выпускаемая с 1956 по 1970 год. По-моему, дизайн-заимствования очевидны, особенно это касается передней части автомобиля: решетка радиатора и бампер «Волги» практически один в один повторяет Ford, и даже стремительный олень на капоте сделан по образцу декоративного элемента Ford.

5. Packard Patrician, 1956 год, и «Чайка», 1959 год

Как в СССР воровали дизайн и технологии

Как можно увидеть в этом примере, в СССР сдирали дизайн не только малолитражных автомобилей и машин среднего класса, но и авто, которые вполне себе можно отнести к классу высшему. На фото слева — Packard Patrician, выпущенный в 1956 году в модном в те годы псевдокосмическом стиле: задние крылья автомобиля напоминают какие-то детали ракеты и вся машина очень похожа на футуристические авто из книг начала 1950-х годов. Там на таких автомобилях люди приезжали в центр города на космодром, чтобы проводить космонавтов к Марсу или Венере.

На фото справа — «Чайка», бывшая в СССР автомобилем генсеков и партийных чиновников высшего звена. Нетрудно заметить, что дизайн очень похож, скопировали даже начертание шрифта, которым написано название модели (можете открыть картинку в новом окне и рассмотреть в большем разрешении).

6. Fiat-125, 1967 год, и ВАЗ-2103, 1972 год

Как в СССР воровали дизайн и технологии

Fiat 125 был представлен в 1967 году и получил модный в то время «ступенчатый» силуэт — в конце 1960-х такие автомобили смотрелись необычно и очень современно в сравнении с обтекаемыми машинами 1950-х годов. Автомобиль выпускался в нескольких вариантах, а в Польше (тогдашней Польской Народной Республике) по лицензии выпускалась версия Polski Fiat 125.

«ВАЗ-2103 Жигули» был разработан совместно с итальянцами. Впрочем, как утверждает «Википедия», внутренности ВАЗ-2103 были настолько сильно перепилены в сравнении с Fiat-125, что это, по сути, были два разных автомобиля. Может, и так, но, как по мне, сходство в дизайне очевидно, и разработали его совсем не в СССР, а в Италии. Даже дверные ручки и вентиляционные решетки те же.

7. Chrysler Simca 1307, 1975 год, и «Москвич-2141», 1986 год

Как в СССР воровали дизайн и технологии

Chrysler Simca 1307 производили с 1975 по 1986 год с некоторыми изменениями и дополнениями. Аккурат в год, когда с производства сняли Chrysler, на заводе АЗЛК начинается выпуск «Москвича-2141» в кузове хетчбэк, который весьма сильно напоминал дизайн Chrysler 1307. «Москвич-2141», кстати, производился аж до 2002 года.

8. Leica 2, 1932 год, и ФЭД, 1934 год

Как в СССР воровали дизайн и технологии

Ладно, что мы все про автомобили, давайте посмотрим еще на что-нибудь. Вот, например, Leica-2, выпущенная в Германии в 1932 году, а на фото справа — советский фотоаппарат ФЭД, выпущенный в 1934 году. Это уже не просто копирование дизайна, а практически точная копия «Лейки». Даже дизайн гравированного логотипа чем-то похож.

Кстати, за практически абсолютное сходство этих двух фотоаппаратов советские фотографы по привычке называли советский фотоаппарат «Лейкой».

9. Grundig TK820, 1955 год, и «Мелодия МГ-56», 1956 год

Как в СССР воровали дизайн и технологии

Думаю, тут все очевидно, даже и писать ничего не надо. Содрано практически в ноль, вплоть до расположения клавиш и дизайна ручки для переноски.

10. Sharp Compet CS-30A, 1967 год, и «Электроника ДД», 1968 год

Как в СССР воровали дизайн и технологии

Пример из мира счетных машин: два девайса тоже весьма похожи и, судя по расположению и количеству клавиш, имеют аналогичную схематическую структуру. Нельзя не отметить, что корпус у «Шарпа» более элегантный, его прямо так и хочется поставить на стол.

11. Clem, 1954 год, и УЭ-4, 1967 год

Как в СССР воровали дизайн и технологии

Пример из бытовой техники — один в один слизанный дизайн (и явно конструкция) дорожного утюжка для одежды. Нельзя не отметить, что в СССР такая штука появилась аж на 13 лет позже своего западного аналога.

12. Sharp EL-805, 1973 год, и «Электроника БЗ-04», 1974 год

Как в СССР воровали дизайн и технологии

А вот еще пример из мира вычислительной техники — два микрокалькулятора, практически аналогичных. Советский появился на год позже.

13. Casio FX-700P, 1983 год, и «Электроника МК-85», 1986 год

Как в СССР воровали дизайн и технологии

Программируемый — или, как его называли в СССР, инженерный калькулятор. Casio появился в 1983 году, его советский аналог — в 1986-м. Очевидно, что схему просто содрали в ноль, точно так же, как и дизайн.

14. Nintendo, EGG, 1981 год, и «Ну, погоди!», 1984 год

Как в СССР воровали дизайн и технологии

Последний пример, ранивший меня в самое сердце. Думал, что хоть электронные игры-то в СССР делали свои, но нет — знаменитая «Ну, погоди!», где волк ловит яйца, точь-в-точь скопирована с игры Egg от Nintendo (там, кстати, тоже волк в качестве главного персонажа), а моя любимая игра детства «Тайны океана» — с игры Octopus.


Источник →

Опубликовано 09.12.2017 в 09:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Игорь Барышев
Игорь Барышев Pciha Ivanova 10 декабря 17, в 16:18 Уверены? Текст скрыт развернуть
0
Kонь в пальто Конь
Kонь в пальто Конь Игорь Барышев 12 декабря 17, в 01:27 «Москвич» 400,401 (1946-1956)<br><br>Советская малолитражка был полным аналогом автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors, воссозданным после войны на основе уцелевших экземпляров, документации и оснастки. Текст скрыт развернуть
0
Kонь в пальто Конь
Kонь в пальто Конь Игорь Барышев 12 декабря 17, в 01:27 «Москвич-402» (1956-1964)<br><br>Облик&nbsp; легкового автомобиля малого класса повторял модель Opel Olympia Rekord (1947-1953) – преемницу Opel Kadett K38. Участие специалистов с ГАЗа, где полным ходом шла разработка «Волги» ГАЗ-21 оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль. «Москвич» перенял от неё многие элементы своего дизайна. Текст скрыт развернуть
0
Kонь в пальто Конь
Kонь в пальто Конь Игорь Барышев 12 декабря 17, в 01:27 Москвич-408 (1964-1975)<br><br>Родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич» стал подражанием Opel Kadett A (1962). Текст скрыт развернуть
0
Kонь в пальто Конь
Kонь в пальто Конь Игорь Барышев 12 декабря 17, в 01:28 Москвич-412 (1967-1976)<br><br>Пришел на замену устаревшей модели М-408 и стал результатом глубокой модернизации своего предшественника под вдохновением Opel Kadett B (1965). Текст скрыт развернуть
0
Kонь в пальто Конь
Kонь в пальто Конь Игорь Барышев 12 декабря 17, в 01:29 «Москвич» 2141 (1986-1998)<br><br>Замену Москвичу-412 удалось спроектировать только в 1980-е годы, и это был уже совершенно другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, созданный на базе кузова французской «Симки» и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ. Экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола.<br>В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler. Дизайнерам приказали скопировать автомобиль вплоть до «железа». Текст скрыт развернуть
0
Kонь в пальто Конь
Kонь в пальто Конь Pciha Ivanova 12 декабря 17, в 01:37 Абсолютно все советские автомобили были скопированы с западных марок.  При том интеллектуальном уровне, который остался в государстве рабочих и крестьян после многолетней борьбы с "врагами народа", рассчитывать на собственные конструкции легковых автомобилей, которые можно выпускать серийно, а не выставлять в технических музеях, довольно нелепо. Копировали всё, начиная с ГАЗ-А, который был Фордом-А, цельнотянутым безо всякой лицензии. Знаменитая Волга ГАЗ-21, о которой все говорят, что она была сконструирована в СССР, была копией Форда Мейнлайн. Даже стекло спидометра у Волги от него.
Текст скрыт развернуть
0
Игорь Барышев
Игорь Барышев Kонь в пальто Конь 12 декабря 17, в 13:23 Речь не о дизайне и модификациях, а о разработке. Форд не является разработчиком, а лишь манагером, по приглашению которого разработками занимался Карл Бенц.
Текст скрыт развернуть
0
Kонь в пальто Конь
Kонь в пальто Конь Игорь Барышев 12 декабря 17, в 14:00 Почему-то мы так и не смогли самостоятельно сделать приличный автомобиль.
Текст скрыт развернуть
0
Игорь Барышев
Игорь Барышев Kонь в пальто Конь 12 декабря 17, в 14:10 А зачем изобретать велосипед?
Текст скрыт развернуть
0
Pciha Ivanova
Pciha Ivanova Kонь в пальто Конь 12 декабря 17, в 16:06 А "Победа"? Текст скрыт развернуть
0
Kонь в пальто Конь
Kонь в пальто Конь Pciha Ivanova 12 декабря 17, в 22:22
Бытует мнение, что "Победа" - эксклюзивное детище советских конструкторов. Другие уверены, что машину просто скопировали с заокеанских образцов. Все это не совсем так.
Методики расчета несущих кузовов в СССР тогда не было, потому за основу решили взять кузов немецкого Opel Kapitan образца 1938 года. Образец этого авто, отбитый Красной армией у вермахта, попал на Горьковский автозавод им. Молотова в 1941 году. Что же касается двигателя, то в его основу лег американский танковый двигатель Додж.
Текст скрыт развернуть
0
Kонь в пальто Конь
Kонь в пальто Конь Pciha Ivanova 12 декабря 17, в 22:25 Это был особенный, со множеством оригинальных решений автомобиль. Именно таких, сравнительно недорогих, выносливых (о кузове этой машины до сих пор ходят легенды), прихотливых к плохому бензину, но в то же время комфортабельных легковушек в мире было мало. Текст скрыт развернуть
0
Kонь в пальто Конь
Kонь в пальто Конь Pciha Ivanova 12 декабря 17, в 22:30 Кстати, разработчик  "Победы" и "Волги"  - российский немец, генеральный конструктор завода Андрей Липгард, закончивший учебные заведения в Российской империи.
Текст скрыт развернуть
0
Kонь в пальто Конь
Kонь в пальто Конь Игорь Барышев 12 декабря 17, в 22:33 Логично, можно и на Запорожце ездить.
Текст скрыт развернуть
0
Poma Pomak
Poma Pomak 9 декабря 17, в 13:05 Придурок    если бы  ты  не показал Ваз   то можно было бы  еще  читать . а так  ты полный  дебил.! Он был куплен  официально    никто    ничего  не крал.!!
Текст скрыт развернуть
6
Игорь Князев
Игорь Князев 9 декабря 17, в 15:59 Не знаю как другие даты, а в Ну Погоди ! Я играл в 1980 во время Олимпиады 80. Текст скрыт развернуть
3
Сергей Петрович
Сергей Петрович 9 декабря 17, в 18:45 Аффтору: Вы еще забыли упомянуть, что в России гвозди точно такие же, как в Германии. И ложки тоже. Текст скрыт развернуть
7
Pciha Ivanova
Pciha Ivanova 10 декабря 17, в 01:51 У кого СССР мог содрать систему ПВО? А ширпотреб сами капиталисты друг у друга драли: Почитайте про патентные войны! Автомобильное производство вообще было закуплено целиком на уровне заводов "под ключ" и не один раз. Анекдот о происхождении "Лейки" от приказа Сталина общеизвестен. Хоть ФЭД выпускался Коммуной им. Дзержинского до копирования "Летающей крепости" Туполевым. Японская промышленность поднялась на покупках лицензий! Вот, почему российская так не поднялась? Исключительно за счет вывоза капитала российскими чиновниками и "предпринимателями"! (Если ограбление страны считать предпринимательством!) Текст скрыт развернуть
2
Михаил Лакомов
Михаил Лакомов 11 декабря 17, в 00:03 Умные люди не изобретают велосипед ,а копируют,а когда научатся делают своё.. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 43
Комментарии Facebook
Свежее
3D-печать, спасающая жизни
23 янв, 09:00
+37 0
На смартфонах Nokia запустили полноценную версию Windows 10
23 янв, 07:02
+32 0
Страны Азии — лидеры по внедрению промышленных роботов
22 янв, 21:01
+35 0
GM показала робомобиль без руля и педалей
22 янв, 19:01
+38 0
В Британии разработана самая надежная квантовая система связи
22 янв, 17:01
+38 0
NVIDIA представила самую мощную в мире систему на кристалле
22 янв, 15:02
+37 0
Яркий фонарь с широким углом освещения
22 янв, 13:02
+40 0
Разновидности компьютерных кабелей
22 янв, 11:01
+39 1
Как разогнать домашний Wi-Fi
22 янв, 09:00
+42 1
Компьютеры с процессором Intel можно взломать за 30 секунд
22 янв, 07:01
+39 0
Читать

Facebook Like Box

Поиск по блогу

Последние комментарии

Игорь Барышев
А Display-Port, USB3.0, USB3.1?
Игорь Барышев Разновидности компьютерных кабелей
Игорь Барышев
Николай Шалаев
Срукожопил.
Николай Шалаев 3D-сканер из смартфона и велосипедного колеса своими руками
Alexandr Shihov
А может тебе моск обратно вставить?
Alexandr Shihov Полезные советы по настройкам Windows 7
артур пирожкoff
а можит быт тибе схадит куда та???
артур пирожкoff Полезные советы по настройкам Windows 7
Alexandr Shihov
артур пирожкoff
нибизиди балалаичник
артур пирожкoff Полезные советы по настройкам Windows 7
Alexandr Shihov
Пирожок, ты меня пугаешь! Этому тебя в джунглях обезъяны научили?
Alexandr Shihov Полезные советы по настройкам Windows 7
артур пирожкoff
моск апусти!
артур пирожкoff Полезные советы по настройкам Windows 7
Alexandr Shihov
артур пирожкoff
кавао иво? тибя?
артур пирожкoff Полезные советы по настройкам Windows 7
Alexandr Shihov
артур пирожкoff
да как и утибя моск!!
артур пирожкoff Полезные советы по настройкам Windows 7
Alexandr Shihov
У тебя что, от сношения нос опухает?
Alexandr Shihov Полезные советы по настройкам Windows 7
артур пирожкoff
патамушта такои далбаеп с балалаикаи мозгу тут сношаит !!!
артур пирожкoff Полезные советы по настройкам Windows 7
Nick
Хорошая рекламка получилась.))
Nick Как разогнать домашний Wi-Fi
Галина Егорова( ТРУНОВА)
Какая гадость!!!!!!!!
Галина Егорова( ТРУНОВА) Эксперты предупреждают: секс-куклы могут убивать своих владельцев
Alexandr Shihov
Маугли, а ты такой злой потому что тебя пчёлки за носик покусали?
Alexandr Shihov Полезные советы по настройкам Windows 7
артур пирожкoff
мине по)(уи сиди и брямкаи на балалаика!!!!
артур пирожкoff Полезные советы по настройкам Windows 7
Андрей
Alex Немо
Виктор Семёнов
все это было бы актуально лет 10 назад...
Виктор Семёнов Как повысить скорость Вашего компьютера и жесткого диска?
Олег Почевалов
Ваша статья полезна
Олег Почевалов Почему Wi-Fi не работает даже при хорошем сигнале?
АЛЕКСЕЙ РЖАННИКОВ
виновс и т. п . несовместимы)))
АЛЕКСЕЙ РЖАННИКОВ Как я попыталась с Mac на Windows перейти
Антон Doe
Игорь Барышев
Антон Doe
Ayrat Мухаметшин
Игорь Барышев
Антон Doe
Антон Doe
Игорь Барышев
Антон Doe
Не понятно, объясните?
Антон Doe Агроботы произведут революцию в сельском хозяйстве
Νίκος orfanidis
спасибо.автору .весьма  актуально..
Νίκος orfanidis Как повысить скорость Вашего компьютера и жесткого диска?
Джеймс Гудвин
Что за пародия на русский язык?
Джеймс Гудвин Как повысить скорость Вашего компьютера и жесткого диска?
Sergey Kiselev
Alexandr Shihov
Пирожок, давай я тебя с этого времени Маугли буду звать, ты не против?
Alexandr Shihov Полезные советы по настройкам Windows 7
o5fhg9zlS nUY9bHpbi
Pciha Ivanova
Скачала, спасибо автору поста.
Pciha Ivanova Как обойти пароль администратора Windows для включения заблокированных функций
Varonin
видео больше смотрят, вот и весь секрет
Varonin Россияне начали покидать социальные сети
Varonin
Varonin
видео больше смотрят, вот и весь секрет
Varonin Россияне начали покидать социальные сети
Юрий Ермолин
Ждём воплощение сего в магазинах.)
Юрий Ермолин Разработан голографический видеофон
артур пирожкoff
редкии дурашлепина!!!  в горло хочиш?
артур пирожкoff Полезные советы по настройкам Windows 7
Alexandr Shihov
артур пирожкoff
делаи как он написал не)(уи тут скаска расказыват !!!
артур пирожкoff Полезные советы по настройкам Windows 7
Alexandr Shihov
артур пирожкoff
делаи можит чито и сатвариш с риестрам!!!!!!!!!
артур пирожкoff Полезные советы по настройкам Windows 7
Игорь Манаков
Самоделькин
Игорь Манаков Безопасная розетка, простая схема с секретом
Alexandr Shihov
Пирожок, бросай пить!
Alexandr Shihov Полезные советы по настройкам Windows 7
Тайная жизнь Windows 10: О ч&hellip;

Тайная жизнь Windows 10: О чем Windows 10 стучит в Microsoft и как заставить ее прекратить

8 янв, 11:01
+52 14
Как восстановить пропавший л&hellip;

Как восстановить пропавший лицензионный ключ для Windows

15 янв, 12:01
+51 0
Никогда не спят: старейшие д&hellip;

Никогда не спят: старейшие действующие устройства

26 дек 17, 09:01
+50 3
Как правильно заряжать телеф&hellip;

Как правильно заряжать телефон, планшет и ноутбук

27 дек 17, 13:01
+50 4
Переделка 12В шуруповерта с &hellip;

Переделка 12В шуруповерта с Ni-Cd на Li-ion аккумуляторы

17 янв, 12:01
+49 5