На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алексей Демин
    ПриветВ России запустят...
  • Максим Гусев
    горшок для лука лучше бы сделал из видикаВторая жизнь виде...
  • Модест
    Лампочки мигают, дурачок радуется... Новый распил бюджета на космос?Что придет на зам...

Предустановленные грабли. Как закон о поддержке отечественного софта навредит российским ИТ

Многое остается неясным — например, какой именно это будет софт и кто именно должен его предустанавливать.

Законодатели на словах выступают за развитие российской IT-отрасли, но новый закон о предустановке отечественного программного обеспечения может доставить индустрии множество проблем.

2 декабря президент подписал закон, запрещающий на территории страны продажу гаджетов без предустановленного отечественного софта. 21 ноября закон в третьем чтении приняла Госдума, спустя несколько дней его поддержал и Совет Федерации.

Закон вступает в силу с 1 июля 2020 года.

Для мировой практики он уникален весьма жесткими требованиями к продаже устройств. Многое остается неясным — например, какой именно это будет софт и кто именно должен его предустанавливать. В законе, который фактически стал отдельным пунктом к ФЗ «О защите прав потребителей», законодатели предлагают обеспечить российских потребителей возможностью использовать «отдельные виды технически сложных товаров» с предварительно установленными отечественными программами.

В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что к технически сложным товарам относятся смартфоны, компьютеры, телевизоры с функцией «Смарт-ТВ». Остальные требования будут сформулированы позже, но времени остается мало: закон вступает в силу всего через 7 месяцев после подписания.

Власти ожидают, что новые требования будут «способствовать продвижению российских программ на рынке информационных технологий». На деле последствия могут оказаться совершенно иными. Первое и главное — резкое ограничение конкуренции на рынке софта.

Ожидаемо, что разработчики будут бороться за попадание в список — это эффективный способ наращивать аудиторию. Но им придется тратить много сил на попадание в перечень правительства — на соответствие продуктов формальным требованиям, на соблюдение дополнительных бюрократических процедур. Эти дополнительные задачи могут отъедать время и ресурсы, которые можно использовать для основной работы — развития конкурентоспособных приложений.

Это нарушит уже сложившуюся систему и монополизирует рынок. Предустановка сейчас — это рабочий механизм, позволяющий производителям устройств подстроиться под ожидания покупателя, а разработчикам — увеличить число пользователей.

Предустановка софта на смартфоны и так широко применяется на российском рынке. Российские IT-компании — в том числе, например, 2ГИС, «Яндекс» и Mail.ru Group — напрямую заключают соглашения с вендорами. Сами вендоры заинтересованы в том, чтобы на их устройствах был установлен популярный на местном рынке софт. В выигрыше и пользователи: они получают популярные и адаптированные для них приложения.

Важный фактор — стоимость предустановки. Производители устройств тратят на это свои ресурсы, самостоятельно выбирая, какие именно приложения предустаналивать. Если им навяжут такую обязанность, некоторые на это не согласятся.

Не стоит забывать и о том, что некоторые вендоры принципиально не работают с предустановками. Такой позиции, к примеру, придерживается Apple, смартфоны которой могут оказаться вне закона и перестанут поставляться в Россию. Потеря такого игрока на рынке будет иметь далеко идущие последствия как для пользователей, так и для российской IT-индустрии. Талантливые российские команды начнут работать только на экспорт — на российском рынке их продукт будет уже не нужен.

Существует ли цивилизованный способ поддержать отечественный софт и позиции российских разработчиков? Да, это можно сделать различными мерами и в том числе — эффективно и без потерь для рынка. Такие решения можно найти в обсуждении с разработчиками приложений, а также вендорами.

Приведем два возможных варианта. Первый: задействовать сервис «Госуслуги», который активно развивается государством и доступен как в вебе, так и на мобильных платформах. Через него пользователи могли бы получать рекомендованные российские приложения. Второй вариант — сделать подборки рекомендованного российского софта в сторах.

Любой из этих вариантов может быть прописан в подзаконных актах и принес бы пользу как российским разработчикам, так и пользователям их продуктов, даже без изменений правил для вендоров.

Однако закон уже принят, и времени остается все меньше. Сейчас особенно важно учесть предложения разработчиков. К сожалению, пока они остаются без внимания, хотя сообщество всегда готово участвовать в формулировании правил игры. Стоит учитывать и мнение вендоров, которым закон все равно придется исполнять.

Вместо декларируемой поддержки российского ПО мы рискуем разрушить работающую сейчас рыночную систему предустановок, монополизировать рынок и доставить неудобство пользователям. Этого нужно избежать.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх