На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алексей Демин
    ПриветВ России запустят...
  • Максим Гусев
    горшок для лука лучше бы сделал из видикаВторая жизнь виде...
  • Модест
    Лампочки мигают, дурачок радуется... Новый распил бюджета на космос?Что придет на зам...

Быть или не быть цифровому детству

Вредно ли подросткам постоянно пользоваться гаджетами

Многочисленные исследования последних лет, проводимые на фоне все большего погружения детей и подростков в социальные сети и гаджеты, пока не дают однозначного ответа на вопрос, полезно или вредно такое времяпрепровождение. Родители, учителя и эксперты озабочены, что насыщенная жизнь онлайн чревата неврозами, депрессией, неумением общаться офлайн, нежеланием взрослеть и, в конечном счете, лишает их детства. Однако новые исследования показывают, что не все так страшно, как кажется на первый взгляд.

Сегодня не вызывает удивления картина, когда подростки, собравшись вместе, сидят уткнувшись в смартфоны и заткнув уши наушниками. Находясь рядом, они переписываются через соцсети или мессенджеры, не ощущая никакого дискомфорта и не думая, что что-то тут не так. Беспокоит эта ситуация в первую очередь родителей, многие из которых отмечают, что дети отдаляются от них, не вникают в семейные дела, не интересуются жизнью родных, часто не высыпаются, становятся нервными и раздражительными.

Как показывают исследования последних лет, средний возраст, когда в США и Великобритании ребенок получает свой первый смартфон, составляет десять лет, а к 12 годам он обычно заводит аккаунты в соцсетях. Чаще всего дети используют гаджет не для звонков, а чтобы общаться в соцсетях или обмениваться сообщениями. При этом уже у 64% подростков есть выход в интернет на собственном ноутбуке или планшете, и у 38% на смартфоне (в 2012 году этот показатель составлял 42% и 19%, соответственно). Из социальных сетей наибольшей популярностью, по данным портала Influence Central, у них пользуются Facebook и Instagram (по 77%), затем идут Twitter (49%) и Snapchat (47%).

Influence Central отмечает, что треть опрошенных родителей хоть раз получали СМС от детей, находившихся буквально в соседней комнате. А из опроса Pew Researchследует, что 24% подростков, по их собственному признанию, сидят онлайн «практически постоянно». Некоторые подростки говорят, на их кроватях даже образуется характерное углубление по форме тела — настолько много времени они проводят в лежачем положении со смартфоном или планшетом. Без последствий тут не обходится: исследование, проведенное подразделением Бостонской детской больницы и Университетом Альберты, показало, что у подростков снижается способность концентрироваться на учебном процессе. По мнению 86% опрошенных учителей, за последние годы число учащихся, у которых есть проблемы с общением и физической активностью, возросло.

Профессор университета Сан-Диего Джин Твендж, которая провела множество исследований о влиянии гаджетов на жизнь подростков, в одном из нихуказывает на связь между риском самоубийств и развития депрессии и временем, проводимым онлайн.

У американских подростков, проводящих более трех часов в день с гаджетами, на 35% выше риск самоубийств, утверждает профессор Твендж, чем у тех, кто сидит в них менее часа в день.

Для тех, кто сидит онлайн более пяти часов в день, риск возрастает до 71%. Кроме того, у «живущих в гаджетах» детей растет угроза развития депрессии. Профессор отмечает, что появление смартфонов кардинально изменило все стороны жизни подростков: от их общения до психического здоровья. «Везде, где есть вышки сотовой связи, есть и подростки, живущие своей отдельной жизнью в смартфонах»,— говорит она. Но эта жизнь не учит их самостоятельности и независимости, принятию серьезных решений и ответственности за них. Этим отчасти объясняется и более позднее по сравнению с предыдущими поколениями взросление современных подростков. А постоянное общение в соцсетях, которые вроде бы обещают сблизить нас с друзьями, зачастую приводит к тому, что подростки меньше общаются лично, чаще чувствуют одиночество.

Бьют тревогу не только родители и психологи. В начале этого года представитель по делам детей в Англии Энн Лонгфилд призвала родителей запретить детям пользоваться Snapchat, поскольку у них развивается зависимость. Кроме того, по ее словам, этим чатом часто пользуются для рассылки сообщений сексуального характера или угроз. Несколько крупных исследовательских организаций и ведущие специалисты по педиатрии и психическому здоровью детей направили письмо в адрес Марка Цукерберга с призывом удалить мессенджер Messenger Kids, рассчитанный на детей 6–12 лет, по той же причине развития зависимости и потому, что дети этого возраста «еще не разбираются во всех сложностях взаимоотношений онлайн». Тогда же, в начале года, инвесторы Apple — фонды JANA Partners и California State Teachers’ Retirement System — призвали компанию принять меры для борьбы с растущей зависимостью детей и молодежи от смартфонов, и предложили ряд мер для исправления ситуации.

Но есть и другие исследования, авторы которых утверждают, что гаджеты — правда, в умеренных дозах — способствуют развитию творческих способностей, повышают самооценку подростков, учат общаться. Так, ученые Оксфордского института исследований интернета и университета Кардиффа проанализировали данные, собранные у 120 тыс. 15-летних британцев, и пришли к выводу, что чем больше времени подростки проводят с гаджетами, тем выше их самооценка, тем лучше они себя чувствуют. Но исследователи подчеркивают, что работа с гаджетами должна быть строго ограничена: в рабочие дни не более 1 часа 57 минут, а в выходные можно потратить 3 часа 35 минут на видео игры или 4 часа 50 минут на просмотр фильмов.

Ряд других исследований, проведенных за последние 15 лет, также свидетельствуют, что подростки используют общение онлайн для построения взаимоотношений, организации встреч и разных мероприятий. В некоторых случаях оно помогает им преодолеть комплексы или найти поддержку сверстников после каких-то неприятных ситуаций.

Многие из приведенных научных работ свидетельствуют еще и о том, что проблемы в онлайн-общении и негативные последствия частого пользования гаджетами чаще возникают у тех подростков, у которых есть проблемы и в реальной жизни.

Например, психологи университета Северной Каролины установили, что подростки, над которыми издеваются ровесники и одноклассники, будут страдать от издевательств и онлайн. У тех, у кого есть проблемы с поведением и учебой, они будут лишь усугубляться в те дни, когда они злоупотребляют гаджетами.

В заключение своего исследования специалисты Оксфордского университета исследований отмечают, что «современное использование цифровых технологий не является вредным само по себе и может обеспечивать ряд преимуществ в нашем цифровом мире, если только цифровые устройства не используются чрезмерно и не наносят ущерба учебе или внешкольным занятиям». Ученые считают, что лучше все же давать пользоваться гаджетами, чем полностью их запрещать, и в умеренных дозах они даже могут оказаться полезными.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх