Сегодня мессенджеру WhatsApp исполняется десять лет. За это время он успел набрать миллиард пользователей, обрёл всемирную популярность, добил SMS и продался «Фейсбуку» за безумные деньги. А сотворили это один американец и три уроженца СССР: украинец Ян Кум и россияне Алекс Фишман и Игорь Соломенников.
Рождение мессенджера
Ян вырос в Киевской области, в семье домохозяйки и прораба, руководившего строительством школ и больниц. Его детство прошло во время перестройки, а в доме не было электричества и горячей воды. Времена были сложными, политическая ситуация и антисемитские настроения в стране вынудили семью Кума эмигрировать в 1990-х. Он приехал в США вместе с матерью и поселился в Маунтин-Вью — городе крупнейших технологических компаний и умов.
Однако с переездом ничего не поменялось: та же маленькая квартирка со спартанскими условиями. Разве что без проблем с электричеством.
Чтобы выжить, оба пошли работать — мама Яна устроилась няней, а он уборщиком в магазине. Параллельно Кум доучивался в школе, но быстро заслужил репутацию хулигана и со сверстниками почти не общался. Свободное время парень проводил в библиотеках, где одалживал книги о функционировании вычислительных систем. Программировать Кум начал в 19 лет и вскоре попал в группировку хакеров w00w00.
Ян Кум (крайний справа) на хакерской конференции DefCon, 1999 год
После школы Ян поступил в Университет штата Сан-Хосе и устроился в отдел информационной безопасности Ernst & Young. В 1997 году познакомился с Брайаном Эктоном, сотрудником Yahoo. Тот предложил Яну провести анализ рекламной платформы на ресурсе. Кум взялся за дело и справился. Спустя полгода его зачислили в штат — конечно, не без протекции Эктона. Вскоре перед украинцем встал первый серьёзный выбор: бросить учёбу ради карьеры или постараться совмещать? В те времена сервера Yahoo проседали под нагрузкой и требовался толковый инженер. Так что ответ был очевиден — работа важнее диплома.
Но в итоге Яну надоело трудиться на Yahoo, Брайану — тоже. Парни успели сдружиться, в 2007 году уволились вместе. Однако Кум уходил не с пустыми руками: он успел накопить $400 000.
Вскоре в руки Яна попал iPhone. Он понял, что у смартфона большой потенциал. В те годы Кум увлекался боксом, а владельцы зала запрещали пользоваться мобильниками. Будущего стартапера раздражало, что он пропускал важные звонки. Тогда Кум задумался: а не создать ли приложение, показывающее его статус? Скажем, «занят»,«свободен» или «на тренировке». Так люди бы не трезвонили напрасно. Название родилось само собой: WhatsApp — «Что происходит?».
В то время Ян часто общался с бывшим россиянином Алексом Фишманом — тот устраивал вечера «пиццы и кино» для местной русской общины. На этих вечеринках Кум и Фишман часто обсуждали идею нового приложения. Однажды Алекс вывел Яна на разработчика мобильных программ — россиянина Игоря Соломенникова. Он должен был помочь в программировании — украинцу не хватало навыков в этом деле.
Алекс Фишман и Ян Кум на конференции Startup Grind Europe
24 февраля 2009-го Ян Кум учредил в Калифорнии компанию WhatsApp Inc., а месяц спустя в App Store появилась первая версия приложения. Однако его скачала только сотня знакомых, которым Кум на посиделках с пиццей взахлёб рассказывал о «вацапе». Число пользователей никак не росло — стартапер подумал, что зря понадеялся на себя, и уже стал опускать руки. Поделившись разочарованием с Эктоном, он собрался было снова искать работу, как тот дал дружеский совет — немного подождать.
Нежданно-негаданно Apple ввела в iOS новую функцию: push-уведомления. И это спасло WhatsApp.
На вершину
Когда пользователи меняли статусы, программа рассылала push-уведомления контактам из записной книжки. Американцам функция понравилась: они наконец стали использовать приложение, чтобы показывать обновлённые статусы друг другу. За несколько месяцев WhatsApp установили на 250 000 телефонов.
В этот момент Кум понял: он случайно создал мобильный мессенджер. В 2009 году широкая публика о таком способе связи почти не знала. Брайан Эктон тоже разглядел невероятный потенциал в WhatsApp и сообразил — можно сделать полноценную альтернативу SMS и MMS.
Брайан Эктон, сооснователь WhatsApp
Воспользовавшись ситуацией, Кум выпустил WhatsApp 2.0 с функциями обмена сообщениями. База пользователей росла, на парней вышли инвесторы. Дуэт отклонял заманчивые предложения: хотел видеть приложение без рекламы и боялся брать деньги — чтобы не плясать под чужую дудку. Однако Джим Гетц из венчурного фонда Sequoia Capital убедил Кума и Эктона взять восемь миллионов долларов, пообещав не вмешиваться в политику управления стартапом. Это был апрель 2011 года.
В ноябре 2011-го приложение забралось в топ программ для iOS, а на Android его загрузили 10 миллионов раз. В июле 2013-го Кум и Эктон получили от Sequoia ещё $50 миллионов.
Подняв старые связи с Yahoo, напарники нашли «офис» — пару комнат на бывшем складе в Сан-Хосе, в которые почему-то не поселился сервис Evernote, съевший остальные метры. Майкл Донахью, один из первых разработчиков WhatsApp для BlackBerry, вспоминал, как ему объясняли дорогу: «Найдите здание Evernote. Обойдите его. Сзади увидите дверь без таблички. Стучитесь».
Прибыли не было. Ведь Кум и Эктон открыто выражали неприязнь к рекламе — видимо, сказался опыт работы в Yahoo. В интервью Fast Company уроженец Киева говорил, что видит смартфоны как «очень личные устройства», которые неуместно использовать в качестве поставщика баннеров. Он объяснил: «Когда вы получаете сообщение от любимого человека, члена семьи или лучшего друга, хочется сразу ответить, не отвлекаясь на рекламу». Вместо «лёгких денег» основатели сосредоточились на самом WhatsApp. Джим Гетц мотивировал это так:
Когда мы начали сотрудничать с WhatsApp в январе 2011 года, у него было более дюжины прямых конкурентов, все они поддерживались рекламой. В одной только африканской Ботсване было 16 приложений для социальных сетей. Ян и Брайан игнорировали общий тренд. Чтобы не показывать целевым пользователям рекламу, они предпочли противоположный подход — брали по доллару за приложение.
Джим Гетцуправляющий партнёр Sequoia Capital
Первые несколько лет основатели трудились бесплатно — не было доходов. Как и особых трат: в основном бюджет уходил на рассылку SMS с кодом подтверждения при регистрации. Сервисы вроде Click-A-Tell просили два цента за отправку одного сообщения на территории США, а Ближний Восток обходился уже в 64 цента.
К началу 2010-го стартап научился зарабатывать, но суммы были скромными — пять тысяч долларов в месяц. Ян и Брайан не торопились, экспериментируя с монетизацией. Хотели понять, насколько аудитория заинтересована в той или иной функции приложения.
Тактика оказалась невероятно эффективной. Хотя в продвижение не вкладывали ни цента, пользователи охотно качали мессенджер и рекомендовали друг другу.
Как покорить весь мир
Напоминаем: изначально WhatsApp не предназначался для обмена сообщениями, но именно этого хотели люди. Опираясь на 2G- и 3G-технологии, мессенджер позволял пользователям обходить «заборы», нагромождённые мобильными операторами. Среди заграничных поставщиков связи хорошим тоном было поднять стоимость за SMS в пиковые часы или поставить драконовские лимиты. Например, в Сингапуре некоторым клиентам запрещали слать более 100 сообщений в месяц, а правительство Индии во время праздников устанавливало порог в 10 эсэмэсок за день.
WhatsApp отменил эти препятствия и предложил крошечные тарифы. А ещё ввинтил кучу крутых услуг: от группового чата до совместного использования треков и видео. К тому же использовать программу было просто. Это сейчас все привыкли, что для регистрации в сервисе достаточно номера телефона. Раньше требовались пароли, почта и личные данные.
Но главная фишка WhatsApp — мессенджер запускался на всех платформах, связывая «яблочников», «андроидменов» и даже «блекберистов».
Именно поэтому детище Кума и Эктона вытеснило BBM от BlackBerry и iMessage от Apple — эти альтернативы SMS фурычили только на родных системах. Стартаперы ещё на ранней стадии поняли, что нельзя упускать огромную базу смартфонов, подключённых к интернету. Они сразу разрабатывали WhatsApp так, чтобы он функционировал на разных платформах и телефонах — даже самых старых.
Стремительный рост WhatsApp привлёк внимание Facebook. В феврале 2014 года компанию приобрели за безумные $19 млрд, чтобы получить доступ к 500 миллионам пользователей. Вскоре клиентов стало больше миллиарда. Аналитики тогда гадали: что заставило Цукерберга выложить столько денег за обычный мессенджер? В итоге поняли — это был «ход наперёд». Во-первых, WhatsApp не станет конкурентом Facebook, во-вторых, его не перекупит Google. Марк так сказал о «покупке века»:
WhatsApp — единственное приложение, имеющее больше вовлечённых и регулярных пользователей, чем сам Facebook. Основываясь на нашем опыте создания глобальных сервисов с сильным ростом и вовлечённостью, мы уверены: WhatsApp находится на пути к достижению миллиардной аудитории в ближайшие несколько лет.
Марк Цукерберггенеральный директор Facebook
Стартаперы широко отмечали сделку с Цукербергом. В тот день Игорь Соломенников — тот самый, который познакомился с Яном на русской вечеринке, — выложил в Instagram фотографию с двумя ящиками дорогого шампанского. А спустя несколько дней команда WhatsApp рванула в Барселону на MWC, где Кум праздновал слияние и своё 38-летие.
Основатель Facebook не прогадал — к 2017 году WhatsApp выбил свой «ярд». А теперь замахивается на полтора. Но пришла другая напасть. С одной стороны атакуют фейки и липовые новости, с другой — на скоростной «телеге» догоняет Павел Дуров. WhatsApp придётся постараться, чтобы дожить до 20-летия. Получится ли? Посмотрим в 2029-м.
Свежие комментарии