«Вам в „колизей“, что ли?» — спрашивает таксист, глядя в навигатор и вполголоса добавляя что-то о понастроенных бизнес-центрах и айтишниках. Но в случае с Regulaситуация отличается от большинства обитателей стекляшек класса А: здесь не работают на аутсорс, стаканчиков со смузи в офисе не замечено, и даже ICO проводить никто не собирается — в общем, все странно.
На самом деле компания занята куда более серьезными вещами и определенно свысока посматривает на погоню за сиюминутными трендами вроде того же ICO. В Regula уже четверть века выпускают приборы для проверки подлинности документов и банкнот. Мы и представить не могли, что во многих банках и пограничных пунктах планеты используются устройства, которые создают здесь, в центре Минска.Компанией с момента основания руководят научные сотрудники Иван Шумский и Юрий Рогожинский. Специфика Regula уникальна не только для Беларуси, но и практически для всего мира — существует еще 2—3 компании, которые занимаются такими разработками. Отсюда и обширная география: приборы Regula продаются в более чем 150 странах мира, офисный глобус усеян флажками как подушечка иголками.
Компания выпускает множество продуктов, но все так или иначе связаны с безопасностью и контролем: сканеры паспортов, системы проверки VIN автомобилей, приборы для определения подлинности банкнот и так далее. Среди основных заказчиков — правоохранительные структуры, пограничные и таможенные органы, банки. Для них совместно с Интерполом, говорит Иван, Regula проводит обучение по проверке подлинности документов. Сотрудников Интерпола руководитель компании называет вполне себе «гражданскими»: они совсем не похожи на агентов с бокалами мартини и водки, способных кого угодно достать из-под земли.
Устройства делаются максимально унифицированными — они «всеядны» в плане паспортов и ID-карт. Границы проверяемых зон в документах всех стран расставляются вручную. Таким образом программное обеспечение сканера поймет, какую область нужно анализировать. Компания создает электронные базы документов и валют, а также их печатные версии: атласы паспортов и справочники банкнот. В них детально расписаны особенности каждого документа или банкноты, используемые способы защиты и их отдельные элементы. Есть также изображения эталонов в различных источниках света.
Можно подумать, что это пособие для мошенника (хотя в свободной продаже именно такие атласы все равно не найти). Но Иван говорит, что сложнее всего не подделать тиснение или голограмму, а найти настоящую бумагу, из которой изготавливают купюры: «Когда мы только начинали работать, я увидел цветной лазерный принтер и понял, что работы у нас будет много. Если говорить о самой защищенной валюте, то это швейцарский франк. На простой офсетной машине все напечатано настолько точно, что подделать это просто невозможно. И не надо никаких волокон, водяных знаков».
Как проверить банкноту и подлинность VIN
В демозале собрано множество моделей Regula: одни заточены под ID-карты, в других есть встроенный сканер отпечатков и так далее. Один из приборов словно создан для полных новичков в работе с купюрами. На него установлена база данных с изображениями эталонов купюр под разным освещением: ультрафиолет, донный свет, косопадающий и так далее. Кассиру остается лишь разместить проверяемую банкноту в приборе и, переключая источники света, сравнить ее с изображениями эталона на дисплее. Заодно и случаи приема вышедших из обращения денег исключаются. Правда, все равно останется вероятность ошибки при выдаче нужной суммы, и даже в Regula не знают способа решения проблемы: «Это уже вина кассира, а не прибора».
Но наибольшее впечатление произвел магнитооптический прибор для проверки VIN автомобилей. Обычно при сомнениях в подлинности номера специальными растворителями смывается слой краски в области нанесенного VIN — на голом металле видно, вваривалась ли эта панель. В Regula сделали уникальную, по их словам, разработку: не нужно ни портить краску жесткой химией, ни тратить много времени на исследование. Специальная прочная лента, напоминающая фольгу, предварительно размагничивается и прокатывается магнитным сканером по панели с VIN. Затем эта полоска помещается в прибор. Устройство показывает не только сами цифры, но и невидимые глазу аспекты. Так, в нашем случае один символ из тестовой панели был как будто в кружочке — это значит, что элемент не родной: цифру просто врезали, после чего металл сровняли и покрасили.
У руководителей Regula оригинальное хобби — они увлечены созданием акустических систем. Юрий запоем рассказывал о джиттере (дрожание цифрового сигнала. — Прим. Onliner.by) и других премудростях, которые должен знать каждый уважающий себя аудиофил. В компании собрали мультимедийный блок, компоненты для которого закупались исходя из качества, а не цены. Стоимость девайса получилась на уровне бюджетного кроссовера, и то устройство еще дорабатывается. Продавать такие системы компания не планирует: Юрий пояснил, что люди хотят видеть надпись не «Regula», а что-нибудь вроде «Harman/Kardon».
Дилетанты в стартапах и ICO
В компании используют подход в духе Apple: даже на платах, которые, в общем-то, никто не видит, ставятся логотипы Regula. Напоминает историю с Macintosh — на внутренней стороне корпуса компьютера Джобс и остальные сотрудники компании оставили свои автографы. Иван говорит, что такой подход к своему продукту единственно правильный.
— Вы называете себя простым советским инженером. Почему?
— Два инженера и два техника построили в Хабаровске мост через Амур длиной почти 4 километра. Некоторое время он был самым длинным в мире. Понимаете уровень ответственности и квалификации этих людей? Хочется быть именно таким. Или взять советских инженеров, делавших за пару месяцев новый самолет, который спустя еще несколько месяцев уже летал и приносил пользу.
— Как думаете, они так старались из-за любимого дела или потому что боялись ссылки куда-нибудь в Сибирь?
— Нет, что вы. Знаете теорию мотивации Маслоу? Так вот, нам всегда хотелось идти сверху вниз: добиться признания, уважения нашего труда. Это главное для разработчика, а все остальное уже потом. Так сформировались принципы работы Regula: интересная задача, понимание начальником того, чем ты занимаешься, и нестыдная зарплата. Получилась пирамида Маслоу наоборот.
— Смартфоны, к примеру, устаревают за год-два. Как часто нужно обновлять ваши приборы?
— Есть нормативы по использованию оборудования. Допустим, срок службы составляет 5 лет. Но устройства без проблем могут работать и по 15 лет, у нас такие случаи уже были. Здесь вопрос в отношении страны к своей безопасности.
— Смогут ли в будущем смартфоны с нужным софтом заменить ваши приборы? Скажем, если будут в состоянии определять подлинность документа через камеру.
— Все немного не так. Смартфоны работают только с видимым диапазоном. А нам нужны еще и другие: ультрафиолетовый, инфракрасный, иные специфические «фишки». Частично — да, мобильники могут выполнять некоторые функции. Например, можно не вручную заполнять паспортные данные при покупке авиабилета, а сделать фотографию на смартфон, и наш SDK распознает нужные символы, автоматически введя их в поле бронирования. Мы это реализовали для ряда крупных авиакомпаний.
— Говорят, основной заработок сейчас приносит софт, а не «железо». У вас тоже так?
— Мы все больше и больше уходим в софт, но «железо» тоже хорошо продается. Однако дело здесь в B2B. У заказчиков (а обычно это целая страна) нет строки в бюджете на обновление софта. Допустим, государство решило купить наши новые приборы. Но их бюджетом не предусмотрена покупка обновлений ПО. Поэтому мы продаем им все сразу.
— У страны нет денег на обновления ПО?
— Страна — это бюрократическая машина. Соответствующая бухгалтерская строчка может быть не предусмотрена, потому что правила были написаны 10 лет назад, когда этого просто не было. А людям, которые принимают решения о закупках, проще купить все сразу, чем потом возиться с документами. Представьте, даже Япония так покупает у нас базы данных — с обновлением на 5 лет. Это накладывает ответственность: необходимо 5 лет выполнять свои обязательства. Зато у нас много клиентов, с которыми работаем уже 20—25 лет.
— Слышал, что вам не нравятся стартапы. Это правда?
— Если посмотреть статистику, что пробивается два из ста, то да — скепсис есть. В стартапах слишком много дилетантов. Когда приходят люди, которые смотрят на обрабатывающий центр и говорят: «О, какое стекло!» — это несколько раздражает.
— Но и Regula когда-то была своеобразным стартапом.
— Regula была создана двумя научными сотрудниками, и мы прекрасно знали, чем занимаемся. В отличие от современных стартапов. У них цель — выйти на ICO и заработать денег. У нас все по-другому: главное — продукт. Нас больше интересует то, что мы делаем, а не сколько за это платят.
Свежие комментарии