На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алексей Демин
    ПриветВ России запустят...
  • Максим Гусев
    горшок для лука лучше бы сделал из видикаВторая жизнь виде...
  • Модест
    Лампочки мигают, дурачок радуется... Новый распил бюджета на космос?Что придет на зам...

Не сломаешь: история бренда Nokia

3043090

Дайте-ка угадаем: ваш первый мобильный телефон назывался Nokia. Он обладал дизайном и прочностью кирпича, мог проработать добрые десять часов после сигнала разрядки аккумулятора. Теперь таких не выпускают. Да и ответственная за их производство финская компания надолго пропала из новостей о гаджетах. Но затишье бывает перед бурей: Nokia вернулась на мобильный рынок с новой линейкой устройств. По такому случаю не грех вспомнить историю гиганта индустрии.

Для подготовки материала редакция 4PDA обратилась к Алексею Зенкову, главе представительства HMD Global в России.

Два финна и резина

Всё началось в 1865 году — понятно, не с телефонов. Когда инженер Фредерик Идестам вернулся на родину из Германии, где он изучал горное дело, в его голове созрела идея постройки бумажной фабрики. Спрос на продукцию рос как на дрожжах, а леса Финляндии могли дать столько сырья, что его хватило бы для обеспечения всей Европы. Место для фабрики Идестам выбрал в городке Нокиа близ Тампере — во второй половине XIX века это был индустриальный центр страны.

Не сломаешь: история бренда NokiaФредерик Идестам (слева) и его деловой партнёр Леопольд Мехелин (справа)

Уже в 1866-м предприятие экспортировало партию товара за рубеж, а годом позже его продукцию отметили бронзовой медалью на Всемирной выставке в Париже. Чтобы расширить производство, инженер привлёк к управлению компанией знакомого бизнесмена и политика Леопольда Мехелина. Оба дали фирме название — Nokia Aktiebolag, и стали одними из пионеров целлюлозно-бумажной индустрии, в которой страна лидирует до сих пор: пятая часть всей типографской бумаги в мире — финского производства.

На рубеже веков пришлось менять курс. Пользуясь уходом Идестама с поста президента, занявший его место Мехелин убедил акционеров в перспективности изготовления телеграфных кабелей и торговли электричеством. Однако деревообрабатывающих фабрик никто не закрывал. Поэтому в XX веке Nokia развивала сразу несколько направлений: выработку электроэнергии, производство бумаги, химикатов, кабелей и изделий из резины — таких как галоши, сапоги и дождевики.

Не сломаешь: история бренда NokiaРеклама галош Nokia

Столь широкий охват был достигнут за счёт слияния с Finnish Rubber Works и Finnish Cable Works под одной товарной маркой. Компания снабжала даже финскую армию, поставляя военным обувь, противогазы и средства связи. Как раз благодаря последним Nokia и добилась первенства в сфере электроники.

Мы создаём историю

В 60-е годы, несмотря на обилие аналоговой техники, стало ясно, что будущее — за цифровой. Стремясь занять нишу в молодой отрасли, один из боссов финской компании, Бьорн Вестерлунд, организовал проектное бюро. Техникам поставили задачу: собрать на основе полупроводников такие аппараты, которые могли бы перекодировать сигнал из аналога в цифру. Для того времени — довольно дерзкая идея. Но уже через несколько лет команда под руководством инженера Курта Викстедта добилась результата. В начале 70-х Nokia приступила к выпуску первых в мире коммутаторов на основе импульсно-кодовой модуляции (PCM), известных как DX 200.

Не сломаешь: история бренда NokiaШифровальная машина Nokia Sanomalaite M/90 — чудо техники: она использовалась в армии с 1983 по 2013 год!

Изобретение финнов стало не меньшим прорывом, чем радиотелефоны Bell Systems за несколько лет до него. Вот почему исполнительный директор Кари Кайрамо, занявший пост в 1977 году, сосредоточил все усилия Nokia на электротехнике. Кроме оборудования для связи, корпорация приступила к выпуску цветных телевизоров и миникомпьютеров серии MikriMikki. С именем Кайрамо связывают и новую экспортную политику, по которой СССР покупал до 50% продукции.

Именно в этот период финские инженеры заявили о себе как о доках конструирования телефонов. В 1979 году два электротехнических гиганта Скандинавии — Nokia и Salora — учредили совместное предприятие Mobira Oy. Под этой маркой выходили аппараты для международной сети Nordic Mobile Telephone (или NMT). В том числе — первые в мире автомобильные телефоны моделей Senator и Talkman. Конечно, пятикилограммовые ящики с антеннами можно было считать «мобильными» лишь номинально. Чтобы сделать девайсы более удобными и компактными, понадобилось время. Только в 1987-м Nokia запустила производство Cityman — телефона, прозванного «Gorba» из-за того, что им воспользовался Михаил Горбачёв для звонка министру связи СССР. Лучшей рекламы не придумаешь.

Не сломаешь: история бренда Nokia

Тогда же операторы стран Европы задумались о создании такой сети, чтобы она охватывала весь континент. Для реализации проекта требовался единый стандарт, который могли бы применять производители оборудования по всему миру. Так появился знаменитый GSM. Финляндия имела преимущество в этой кооперации: ещё в 70-е здесь исследовалось высокочастотное вещание и был разработан стандарт сотовой связи ARP, успешно объединивший телефоны страны. Не стоит забывать и об участии в уже упомянутой NMT.

Не удивительно, что самая первая беседа через GSM состоялась в Финляндии 1 июля 1991 года. Ни в одной другой стране ещё не было оборудования с поддержкой этой технологии, а у сотрудников Nokia уже имелся рабочий прототип телефона, позже взятый за основу для модели 1011. Приложив трубку аппарата к уху, премьер-министр Харри Холкери произнёс в неё знаменитую фразу «Мы создаём историю».

Connecting People

Телефон Nokia 1011 стал первым массовым «мобильником» для GSM — он сочетал в себе качества, которые в дальнейшем стали ассоциироваться с этим видом техники. Небольшой размер (19,5×6×4,5 сантиметра), жидкокристаллический дисплей, функция передачи и приёма SMS-сообщений, а также книжка на 99 номеров. Примечательно, что в рекламе аппарата использовали лозунг «connecting people», ставший впоследствии узнаваемым девизом компании.

Акцент на телекоммуникациях и производство самых массовых моделей связывают с именем Йормы Оллилы, который занял пост исполнительного директора в мае 1992 года. При нём компания отказалась от традиционных видов деятельности — таких как изготовление бумаги, шин, телевизоров и компьютеров, прошла через сокращение штата, реорганизацию и с головой погрузилась в мобильные технологии. Именно Оллила разместил акции Nokia на нью-йоркской фондовой бирже, где они выросли в цене на 2300% за пять лет. Топ-менеджер поделился своими соображениями в одном из интервью: «Если доход от продукта компании не растёт на 25% в год, то роста в будущем ждать не приходится».

Не сломаешь: история бренда NokiaNokia 1011

При Йорме же сложилась система четырёхзначных серий, дающих информацию о назначении гаджета, его ценовой категории и примерном круге потребителей. Например, модели, артикул которых начинается с единицы или двойки — это бюджетные изделия с базовыми функциями, «тройки» — массовые и молодёжные, «шестёрки» — имиджевые, «восьмёрки» — чтобы пускать пыль в глаза. Буквенные обозначения работали аналогично: есть желание сэкономить — берите серию «C», нужен аппарат для бизнеса — обратите внимание на «E», души не чаете в технологиях — тогда ваш выбор «N», ну а «X» подходит для тинэйджеров. Такое деление изрядно облегчало муки выбора у покупателей.

В 90-е финны сконструировали немало устройств, которые можно считать культовыми. К их числу несомненно принадлежит модель 2110, выпущенная в 1994-м году. Динамики этого телефона впервые воспроизвели «Nokia tune» — отрывок из гитарного вальса Франсиско Тарреги. Аппарат имел встроенный будильник, секундомер, калькулятор, а серия 2100, к которой он принадлежит, разошлась в количестве 20 миллионов экземпляров.

Не сломаешь: история бренда Nokia

В 1997-м году компания наладила производство сразу двух легендарных гаджетов. Речь о 6110 — первом телефоне со встроенной игрой «Змейка» и стильном «банане» 8110, каким пользовались герои фильма «Матрица». Ставила финская компания и рекорды продаж: сверхпопулярный 3210 и его наследник 3310 разошлись тиражами 160 и 128 миллионов соответственно. Причём вторая модель продемонстрировала беспрецедентную живучесть и надёжность, за что была прозвана в народе «телефоном Чака Норриса». В случае внешнего износа устройства его владельцы просто меняли переднюю панель — тоже, кстати, ноу-хау Nokia.

Но абсолютный рекорд, который вряд ли перебьют даже гиганты уровня Apple и Samsung, закрепил за собой аппарат 1100. Простой как три копейки, защищённый от влаги и пыли, оснащённый мощнейшим фонариком, способный неделю работать от одной подзарядки, дешёвый, надёжный и прочный. Если вы им никогда не пользовались, то точно видели в руках друзей или знакомых. Потому что количество выпущенных экземпляров устройства перевалило за 260 миллионов. Обычно в отношении Nokia 1100 пользователи говорили «зачем платить за лишние навороты, если мне просто нужна связь?».

Не сломаешь: история бренда Nokia«Неубиваемая» Nokia 3310

Как Nokia относится к популярной в интернете шутке о невиданной прочности модели 3310? Польщены ли вы таким вниманием (и любовью) публики?

У нас есть целая коллекция шуток и мемов, посвященных Nokia 3310. Любой производитель должен только радоваться такой народной популярности и любви. И нас нисколько не расстраивают видео с новой и старой 3310, где ими колют орехи, сбрасывают с крыши или дрона и даже забивают гвозди — всё это только говорит о её прочности и надежности. Я горжусь, что в свое время был создан такой знаковый телефон под брендом Nokia. Кстати, новая 3310 тоже очень прочная, несмотря на то, что «похудела» в несколько раз – можете сами проверить.

Любители игр наверняка вспомнят серию N-Gage, а ценители фотографий — модель N93, где стоял поворотный экран и камера с оптикой Carl Zeiss Vario-Tessar разрешением в 3,2 мегапикселя. Меломанов в 2000-е немало порадовал 5700 XpressMusic. Компания выпускала аппараты на любой вкус, и многие из них стали хитами продаж, а перечислять случаи, когда финны оказались впереди планеты всей — не хватит пальцев. Первый телефон с поддержкой WAP? Пожалуйста — 7110. Первый телефон с поддержкой 3G? Да вот же — 6650. Поэтому период с конца 90-х до 2009 года и считается «золотым веком» Nokia.

Не сломаешь: история бренда NokiaQD, редизайн N-Gage

Кстати, а откуда взялась идея попробовать себя на поприще игровых консолей? Ведь N-Gage подавалась как портативная приставка, с хитами вроде Tomb Raider в кармане.

В момент становления рынка мобильных устройств компания активно экспериментировала в различных передовых областях и с новыми направлениями бизнеса. Среди ключевых направлений была проведена «проба пера» с музыкой, документами и играми. Именно тогда было создано культовое устройство, а позднее и платформа N-Gage. Впервые в мире функционал телефона был совмещен с возможностью высокотехнологичных игр, многие из которых стали хитами. И де факто оставалось стандартом в отрасли до момента становления рынка мобильных консолей. Одной из важнейших новинок стало использование режима мультиплеера и объединения в сеть для игры нескольких устройств посредством Bluetooth. Это был смелый опыт, который принёс свои плоды — и не только для нашего бренда, но и индустрии в целом. Не одной же «Змейкой» наших преданных клиентов развлекать?

История создаёт нас

Покинув кресло президента корпорации в 2006-м, Йорма Оллила всё же остался в совете директоров, а его должность перешла Олли-Пекка Калласвуо, который продолжил политику своего предшественника. И действительно, зачем чинить исправное? Nokia на голову опережала конкурентов и имела долю в 48% на рынке телекоммуникаций. Финны заключили с Sanyo договор по производству устройств CDMA, а с компанией Siemens основали подразделение Nokia Siemens Networks, где разрабатывалось оборудование для телефонных сетей. В том числе — базовые станции, используемые по сей день во многих странах мира, включая Россию.

Не сломаешь: история бренда NokiaЙорма Оллила — самый успешный президент Nokia

Но во второй половине 2000-х отлаженный механизм стал слишком неповоротлив. Пока конкуренты рвали и метали в поисках свежих идей, Nokia почивала на лаврах. В результате рыночная доля компании упала до 31%, а её руководство ударилось в запоздалую активность. Когда же место Калласвуо занял выходец из Microsoft Стивен Элоп, дела пошли из рук вон плохо. Вскоре бывший гегемон мобильных технологий имел уже незначительные 3% и потерялся на фоне соперников.

Череду неудач компании принято связывать с деятельностью Элопа, хотя это и не совсем справедливо: уже в 2009-м конкуренты наступали финнам на пятки. К гонке подключились китайцы с их колоссальными ресурсами и бросовыми расценками, Apple активно пиарила iPhone, получили широкое распространение устройства, работающие на Android. Так что новый директор попал в незавидную ситуацию. Он возглавил Nokia в момент кризиса и не предложил действенных способов выйти из него. В феврале 2011-го Элоп принял фатальное решение: заявил о сотрудничестве с Microsoft и переходе с операционной системы Symbian на Windows Phone. Результатом смены курса стала линейка смартфонов Lumia — последний всплеск креативности финнов. По крайней мере, продажи прервали затянувшуюся на восемнадцать месяцев полосу убытков и увольнений.

Не сломаешь: история бренда Nokia

В 2013-м году мобильное подразделение вместе с патентами компании было куплено корпорацией Microsoft за сумму, которая показалась многим экспертам крайне низкой — 5,4 миллиардов евро. Для сравнения: инкорпорирование Alcatel-Lucent стоило той же Nokia почти 16 миллиардов. Но в 2014-м редмондская корпорация свернула производство. Как оказалось, не бесследно.

Nokia наконец-то перешла на широко распространённую ОС — Android. При создании новых устройств у вас не было искушения придумать что-нибудь вроде Symbian или Maemo? Или поезд ушел и такой подход уже не будет востребован?

Безусловно, Symbian является частью нашей истории, неразрывно связанной с брендом Nokia и разрабатывая новые устройства, мы остаемся верны нашим корням. Однако сейчас в наших смартфонах мы ориентированы на ОС Android – чистую, без внешних оболочек и изменений в пользовательском интерфейсе. Мы стремимся предоставлять нашим пользователям лучшие возможности самой популярной в мире операционной системы. Уже сейчас наши смартфоны получают обновление Android Oreo — с каждым днём оно становится доступно всё большему количеству пользователей.

В мае 2016-го года в городе Эспоо — там же, где расположена штаб-квартира героев статьи — была создана компания HMD Global Oy. К ней примкнули ветераны Nokia, а возглавил бизнес Арто Нуммела. Финское предприятие выкупило часть Microsoft Mobile, чтобы вернуть некогда популярное имя на рынок. Результатом усилий стали смартфоны с простыми артикулами — Nokia 2, 3, 5, 6 и 8. От «двойки» с базовой комплектацией до продвинутой «восьмёрки» на базе Qualcomm Snapdragon 835. Nokia 8 оснащена двумя камерами по 13 мегапикселей, создающими изображения в разрешении 4K и способными работать одновременно. Знакомое использование цифр? Эти обозначения действительно выполняют ту же функцию, что и серии телефонов в 2000-е.

Не сломаешь: история бренда Nokia

Благодаря сотрудничеству с Qualcomm и Google финны снова метят в широкую аудиторию. Пример такого подхода — модель Nokia 2. Она держится без подзарядки два дня, снабжена аккумулятором на 4100 мАч, чипсетом Snapdragon 212, двумя камерами — на 5 и 8 мегапикселей, и пятидюймовым экраном LTPS LCD, который до сих пор не использовался в доступном сегменте. При этом цена — 7900 рублей.

Как Nokia и Qualcomm нашли друг друга? Вы рассматривали предложения других производителей «железа»?

Исторически бренды Nokia и Qualcomm тесно связаны. Qualcomm — крупный игрок, один из лидеров рынка электронных компонентов, который так же как и бренд Nokia, находясь у истоков развития мобильной связи, многое привнес в развитие индустрии. Мы гордимся нашим многолетним продуктивным сотрудничеством.

То есть бренд Nokia не просто возвращается, но применяет политику, однажды обеспечившую лидерство на рынке мобильных технологий. Хотя нынешние условия отличаются от того, что было более десяти лет назад, упор на надёжность и доступность будет актуален всегда. Вот почему история Nokia ещё не окончена, а мы следим из первого ряда за выходом компании на рынок Android-смартфонов.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх