IBM перевалило за добрую сотню лет. Сегодня бренд не порождает хайпа и кажется скучным пенсионером, однако не спешите делать выводы — в молодости этот дедушка творил историю. Его компьютеры использовали в ракетах, шахматных баталиях и даже… гитлеровских концлагерях. Вот десять фактов из жизни IT-гиганта.
Что в буфете?
Днём рождения IBM принято считать 16 июня 1911 года. На деле же всё завертелось в конце XIX века. Юный изобретатель Герман Холлерит трудился в Бюро переписи населения США, где и презентовал боссам чудо инженерной мысли — электромеханический табулятор. Внешне машина больше смахивала на бабушкин буфет, а инновационное нутро в нём выдавал ворох циферблатов под стеклом. Аппарат считал в 10 раз быстрее человека. Новшество оценили даже в Российской империи — в 1897-м закупили партию таких причудливых «шкафов», чтобы провести первую перепись населения.
Герман Холлерит напротив табулятора
Впрочем, это была не совсем IBM — фирма именовалась Tabulating Machine Company. Привычное название она приобрела, когда Холлерит объединился с разработчиками систем учёта рабочего времени и продовольственных весов. Компаньоны вышли на канадский рынок, где и нарекли себя International Business Machines. Ну а там уже под слоганом Think всё пошло-поехало.
IBM и Холокост
Во Вторую мировую дружбу с нацистами водили известные бренды: Ford, General Motors, Standard Oil, General Electric, Coca-Cola, Nivea. Не чуралась нового знакомства и IBM. Только Томас Уотсон, президент «голубых», за годы делового сотрудничества зашёл дальше всех. Он поставлял в Третий рейх табуляторы, чтобы те пересчитывали евреев. За «доблестную службу» глава IBM — к слову, как и автопромышленник Генри Форд — получил от гитлеровцев орден Германского Орла.
1937 год. По левую руку от Гитлера сидит Томас Уотсон, президент IBM
В феврале 2001-го Эдвин Блэк, сын польских эмигрантов, переживших ужасы войны, написал бестселлер «IBM и Холокост». В книге он подробно рассказал о вкладе компании в уничтожение нацистами евреев. В том же году «голубой гигант» перечислилв фонд компенсации жертвам концлагерей $3 млн.
Писать и тратить
Но кое за что и IBM можно сказать спасибо. Например, за банковские карточки. В 1969-м в лаборатории разработали магнитные полосы — их сейчас используют в разных учреждениях. В 71-м инженеры подарили миру дискету, а заодно удешевили и расширили возможности для хранения данных. Спустя два года стараниями IT-гиганта в супермаркетах запищали сканеры — считывали штрихкоды с продуктов.
Ещё одна полезная вещица — пишущая машинка IBM Selectriс. В начале 60-х она наделала немало шума в офисах. Вместо кареток внутри корпуса прятался печатающий шар, а в моделях второго и третьего поколения появилась функция корректировки. Отныне помарка либо закрашивалась, либо «отдёргивалась». Раз — и ошибка исправлена. Жаль, что IBM не получится провернуть такое с тёмными пятнами своей биографии.
На Луне и Уолл-стрит
В 1964 году мир познакомился с невероятно смышлёной громадиной — IBM System/360. На создание первых мейнфреймов потратили пять миллиардов долларов, что по нынешним меркам составляет примерно $41 млрд. Рискованная затея окупилась: высокотехнологичная махина стала самой передовой и мощной вычислительной системой на рынке. К концу 60-х каждый серьёзный бизнес и научный проект просто не мог обойтись без одной из 19 моделей System/360.
Вооружившись прогрессивными наработками, IBM штурмовала банки, фондовые биржи, железные дороги и даже космос. В июле 1969-го увесистые компьютеры помогли экипажу «Аполлон-11» впервые прилуниться, а затем благополучно вернуться на Землю. Техника шустро обрабатывала тонны информации и преобразовывала её в необходимые диспетчерам данные. Даже закоренелые сторонники «лунного заговора»не могут отрицать огромного вклада IT-гиганта в покорение звёзд.
Шах и мат
Луны IBM было мало, она рвалась в спорт. Так появился суперкомпьютер Deep Blue: голубая гроза всех шахматных клубов точно предугадывала мысли оппонентов. В 96-м, набравшись храбрости, инженеры бросили вызов самому Гарри Каспарову. Тогда машина проиграла — 4:2 в пользу чемпиона мира по шахматам. Но взяла реванш в 1997 году — в матче из шести партий с призовым фондом в миллион долларов.
Каспаров и «Дип Блю» схлестнулись в поединке на 35-м этаже небоскрёба Equitable Building. За ними наблюдали полтысячи гостей в зале. Уже после третьей партии шахматист принялся критиковать IBM. Мол, соперник слишком умён для железяки, пускай разработчики объясняются. В итоге тот бой Каспаров проиграл. Дальше посыпались обвинения в нездоровой атмосфере и нечестной схватке. «В классических шахматах, на серьёзном уровне, компьютерам ничего не светит в XX веке» — эти слова чемпиону мира ещё долго припоминали в СМИ.
Умный и богатый
Без талантливой команды звание IT-гиганта вот так с порога не отхватишь. Руководство это прекрасно понимает, потому щедро премирует сотрудников. Например, в 70-х инженерам канадского филиала выплатили 60 миллионов долларов: рационализаторы предложили не чеканить бляшки с серийным номером, а просто лепить наклейки. Только за пару лет IBM сэкономила на этом $70 млн, а с 1975-го по 1984-й отбила $300 млн.
Нобелевские лауреаты Герд Биннинг и Генрих Рорер за работой
А ещё каждый год, начиная с 1963-го, начальство отмечает лучших из лучших премией IBM Fellow. Претендентов не убавляется: в кого ни ткни — каждый светоч мысли, а то и вовсе лауреат Нобелевской премии. К слову, за всё время существования корпорации в её стенах трудились пять обладателей «нобелевки» — физики Лео Эсаки, Герд Биннинг, Генрих Рорер, Георг Беднорц и Александр Мюллер.
Нужно больше патентов
Как думаете, кто король патентов? Apple, Samsung или Google? Пфф! Настоящий мастер этих дел — «голубой гигант». Причём давно. В 2017-м корпорация в 25-й раз побила рекорд по числу оформленных за год охранных документов — 9 043 штуки. Всего же IBM принадлежит более 100 тысяч разнообразных патентов.
Джинни Рометти, нынешний руководитель компании, отметила: половина этого добра — прорывы в сфере ИИ, кибербезопасности, блокчейн-технологии, облачных и квантовых вычислений. Все инновации ради того, чтобы развивать «умный» бизнес.
Праотец смартфонов
Однажды в IBM решили скрестить сотовый телефон и карманный компьютер. Получившегося зверя нарекли Саймоном. И что же это был за красавец! Без учёта зарядной станции аппарат весил 623 грамм. Его оснастили сенсорным 4,7-дюймовым дисплеем с разрешением 160x293 пикселей и 1 МБ оперативной памяти. В 1992-м образец свозили на выставку COMDEX в Лас-Вегасе, а годом позже к нему прикрутили пейджер с факсом. По сути, IBM Simon стал первым смартфоном ещё до появления самого термина.
Прогрессивный «Саймон» попал на рынок в 1994 году. За новинку с контрактом от оператора BellSouth просили $899, без него мобильник стоил $1099. Прародитель айфона вытягивал максимум час разговоров, но за дополнительные 78 долларов предлагали аккумулятор чуть выносливее. Чудо-кирпич IBM разошёлся по миру тиражом в 50 тысяч штук.
Своя игра
Со временем IBM перестала уничтожать чемпионов мира по шахматам, но азарта не растеряла. В 2011-м в телевикторине поучаствовал ещё один суперкомпьютер компании — IBM Watson. Играли в Jeopardy, прообраз «Своей игры». Против гениальной машины выступили два эрудита. Первый — Кен Дженнингс: 74 победы подряд, общий выигрыш $2,5 млн. Второй — Брэд Раттер, заработавший на телешоу $3,5 млн.
Разумеется, оба участника с разгромом продули «Уотсону». Причём во время интеллектуальной битвы железяке отключили возможность заглядывать в интернет. Но это не помешало IBM выиграть миллион долларов — против «жалких» 300 и 200 тысяч, которые достались соперникам. Не думайте, что ИИ закатил роскошную вечеринку с блэкджеком и блудницами: все деньги ушли на благотворительность.
Элементарно, Watson
IBM Watson горазд не только в телешоу участвовать. В 2016 году искусственный интеллект диагностировал у 60-летней пациентки редкую форму лейкемии. ИИ поставил точный диагноз — в отличие от врачей, которые на протяжении шести лет придерживались неверного курса лечения из-за ошибки. «Уотсону» же понадобилось всего 10 минут: за это время он порылся в базе данных и сравнил историю болезни с 20 миллионами других.
Система здравоохранения — не единственная сфера, где разработка IBM решила навести порядок. Время браться ещё и за судебную: за последние 30 лет количество заключённых в Штатах увеличилось в четыре раза, а это более 2,3 миллиона человек. Примечательно, что 58% из них — либо афроамериканцы, либо латиноамериканцы. Налицо явная диспропорция из-за расовой предвзятости — так сочли в IBM и потому предложили судьям выносить решения на пару с ИИ.
Кто сказал, что старичок IBM — скучный и сытый пенсионер? Этот дедушка помнит Землю задолго до пришествия интернетов и других благ человечества. Сейчас компания почти ушла с потребительского рынка, но её творения остались с нами — каждый раз, беря в руки смартфон, вспоминайте, кто его придумал.
Свежие комментарии