На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Traveller
    Где купить? Только ухозаткнутые уже напрочь отключены от жизни и их наркозависимость уже неизлечима.Создан «скучный т...
  • Алексей Демин
    ПриветВ России запустят...
  • Максим Гусев
    горшок для лука лучше бы сделал из видикаВторая жизнь виде...

Теряет деньги и рынки. Что на самом деле происходит с Apple?

На этой неделе Apple отчиталась за первый квартал 2019-го: выручка упала на 5%, продажи iPhone — на 15%. В начале года акции бренда рухнули на 30%, а 2 января Тим Кук написал письмо инвесторам, пытаясь погасить панику. Самая дорогая компания мира теряет позиции. Почему это происходит и сможет ли Apple пережить падение?

304

Кризис рынка

Первое, что надо понимать: рынок мобильных устройств находится в кризисе. Не только Apple — снижаются продажи и других смартфонов. В январе 2019 года аналитики швейцарской компании Credit Suisse привели неутешительный прогноз. По словам экспертов, в ближайшие месяцы уровень производства гаджетов упадёт до показателей 2013-го. Об этом пишет Business Insider, ссылаясь на данные агентства.

Согласно подсчётам Credit Suisse, в первом квартале этого года произведут около 289 миллионов телефонов. Для сравнения: в третьем квартале 2018 года этот показатель был на уровне 366-357 млн штук.

Швейцарцы отмечают, что сокращение коснётся не только Apple, но и других производителей.

По мнению аналитиков, проблема IT-корпораций в том, что сегодня сложнее заставить клиента сменить аппарат. «Мы считаем это результатом экономической нестабильности и слабо выраженным желанием обновлять телефон у потребителей на некоторых насыщенных рынках», — полагают аналитики агентства IDC.

При Джобсе такого не было: как Apple сдаёт позиции

В свою очередь, сложности Apple заключаются в том, что в компании основная ставка всегда делалась на айфоны. В 2016 году журналисты The Wall Street Journal спросили у гендиректора Тима Кука: как «яблочная» корпорация может двигаться вперёд, если её продажи состоят на две трети из одного продукта? Бизнесмен заявил, что не видит в этом проблемы.

На самом деле это привилегия, а не проблема. Мировой рынок смартфонов составляет 1,4 миллиарда штук. Со временем, уверен, у каждого человека в мире будет гаджет. Конечно, не все обзаведутся айфонами, но смартфоны — самый большой рынок на Земле с точки зрения бытовой электроники.

Тим Кукгенеральный директор Apple

Войны XXI века

Есть у купертиновского IT-гиганта и внутренние проблемы, которые не обусловлены состоянием рынка. Производителя iPhone сильно подкосила торговая война США с Китаем. Обострившийся конфликт между сверхдержавами набрал обороты в 2018 году и, судя по заявлениям политиков, закончится не скоро.

Заварушка началась в январе прошлого года, когда Америка повысила тариф на ввоз в страну солнечных батарей и стиральных машин из КНР. Поднебесная — крупнейший производитель солнечных панелей — восприняла такой шаг болезненно: новые отчисления сильно ударят по экономике. Ответ не заставил долго ждать: весной 2018-го Китай установил дополнительные сборы на 128 видов продуктов, импортируемых из Штатов. В августе американцы ответили тем же — ввели пошлины на экспорт китайских товаров объёмом $16 млрд.

При Джобсе такого не было: как Apple сдаёт позиции

Эксперты отмечают, что на фоне торговой войны с Западом снижаются темпы роста покупательской способности КНР. Например, 21 января главное статистическое управление Поднебесной отчиталось: в четвёртом квартале 2018 года рост экономики составил всего 6,6%. Это худший показатель за последние 28 лет. «Годовой рост ВВП в первом квартале составил 6,8%, во втором — 6,7%, в третьем — 6,5%, в четвёртом — 6,4%», — следует из доклада.

При этом страдают и звёздно-полосатые фирмы. Кевин Хассетт, председатель Совета экономических консультантов Белого дома, заявил, что компании должны признать: из-за торговой нестабильности их доходы упадут. «Это будет не только с Apple. Многие американские компании, распространяющие товары в Китае, заметят снижение доходов в 2019 году», — приводит Bloomberg комментарий Хассетта.

Логика простая: чем беднее китайцы, тем меньше товаров они покупают. Включая iPhone.

При Джобсе такого не было: как Apple сдаёт позиции

Удар по Купертино особенно ощутимый, ведь Поднебесная — второй покупатель яблочных устройств в мире. Это следует из статистики, которую предоставила сама Apple. В прошлом году 20% от общего числа проданных айфонов пришлись на Китай. Показатель в США выше, но не критично — на 17%. Проблема столь глобальная, что её публично озвучил даже Тим Кук. В упомянутом январском письме он обратился к инвесторам и признал: в КНР теперь покупают меньше.

Во второй половине года начала замедляться экономика Китая, и рост ВВП был самым низким за последние 25 лет. К тому же на экономическую ситуацию в КНР влияет растущее напряжение торговых отношений с США. <...> Поэтому сокращение продаж смартфонов в Китае было особенно резким.

Тим Кукгенеральный директор Apple

Конкурент расправил плечи

Аналитики утверждают, что боссам Купертино необходимо сменить тактику. Предыдущие годы у них была простая стратегия: снижаются продажи? Повышаем цены! Так можно избежать падения выручки и дальше надувать щёки перед инвесторами. Теперь манёвр не работает, отмечает Вилл Вонг, сотрудник консалтинговой компании IDC.

При Джобсе такого не было: как Apple сдаёт позиции

Тонкость в том, что подобный подход оправдан лишь в период роста экономики и доходов населения. Однако сейчас жители Поднебесной находятся в сложной финансовой ситуации, что вынуждает их не просто отказываться от айфонов, но и переходить к конкурентам. «Потребители обращают больше внимания на цены в периоды неблагоприятного развития ситуации в экономике. И тут у китайских производителей преимущество», — уточняет Вонг. Его слова подтверждает статистика.

Ещё в 2017 году местные производители отвоевали у Apple рынок мобильных устройств и сохраняют позиции по сей день.

Согласно данным исследовательской компании Counterpoint, 86% рынка держат китайские компании. Среди них Huawei — 23%, Vivo — 21%, Oppo — 21%, Xiaomi — 13% и Meizu — 2%. Apple довольствуется лишь девятью процентами — больше Meizu, но меньше Xiaomi.

Пострадали за патент

Сказались и юридические разбирательства с Qualcomm — производителем телекоммуникационного оборудования, в том числе чипов для телефонов. В декабре 2018 года суд в Китае обязал Apple прекратить в стране продажу старых моделей iPhone. Мотивация такая: компания использовала технологии, принадлежащие Qualcomm. Первый патент связан с нюансами управления сенсорным экраном, второй касается редактора фотографий.

При Джобсе такого не было: как Apple сдаёт позиции

21 декабря суд вынес похожее решение в Германии: Apple проиграла Qualcomm в споре за право пользования технологией регулирования энергопотребления. Производители чипов утверждали: патент принадлежит им, нельзя просто так взять и прикрутить чужую технологию без спроса и отчислений. В Купертино рассудили иначе. Теперь нескольким хитовым «яблочным» моделям заказана дорога на немецкий рынок — второй по объёму в Европе.

В Китае суд запретил продавать iPhone 6S, 6S Plus, 7, 7 Plus, 8, 8 Plus и X, выпущенные в 2017 году. В Германии — «семёрку» и восьмёрку», включая плюсовые версии, а также «десятку».

Об этом сообщают FT и WSJ. Причём сотрудники Тима Кука убеждены, что конкуренты просто ведут грязную игру. «Усилия Qualcomm по запрету наших продуктов — ещё один отчаянный шаг со стороны компании, чьи незаконные действия расследуются регулирующими органами по всему миру», — говорится в заявлении Apple.

Так ли все печально?

Однако рано хоронить калифорнийцев, танцуя на их могилах и гремя бубном из прошитых Xiaomi. Американская корпорация по-прежнему сохраняет позиции в премиальном сегменте. Согласно данным статистического агентства Counterpoint, «яблочные» смартфоны — абсолютные лидеры в ценовой категории от 800 долларов. Там доля компании составляет 79%. В диапазоне от $600 до 800 Apple занимает 61% от всех проданных аппаратов. Лидерство купертиновцы уступили лишь в сегменте 400-600 долларов, проиграв Samsung четыре процента.

При Джобсе такого не было: как Apple сдаёт позиции

При этом западный IT-гигант ещё пару лет назад понял, что надо слезать с «айфонозависимости» — вводить новые источники дохода. Ими стали сервисы: Apple News, Apple Music и iCloud. Показатели всех трёх активно растут: на новости подписались 85 млн человек, за музыку платят 50 млн, а «облако» оплачивают 170 млн. Совокупный доход от сервисов в четвёртом квартале 2018-го составил 10 млрд долларов — на два миллиарда больше, чем за аналогичный квартал предыдущего года.

Наконец, у Apple неожиданно хорошо пошёл iPhone XR. После вялого старта «младший флагман» разлетелся по карманам жителей США, став самым покупаемым устройством из «свежей тройки» — в декабре 2018-го 40% от продаж как раз пришлись на XR.

Apple не умирает — она перестраивается. Расширяет портфель, слезает с зависимости от показателей iPhone, придумывает новые сервисы. Конечно, акции падают, а Китай отворачивается. Но такого гиганта не свалишь с ног одними политическими неурядицами да парой судебных исков.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх