На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алексей Демин
    ПриветВ России запустят...
  • Максим Гусев
    горшок для лука лучше бы сделал из видикаВторая жизнь виде...
  • Модест
    Лампочки мигают, дурачок радуется... Новый распил бюджета на космос?Что придет на зам...

Как проходит онлайн-обучение школьников в России

Работа, покупка продуктов, общение с друзьями и даже занятия спортом – многие наши повседневные занятия, так или иначе, переместились у многих людей в онлайн-среду на фоне бушующей эпидемии коронавируса. Неудивительно, что обучение в школе тоже подверглось добровольно-принудительной «изоляции». Правительство продлило ученикам каникулы и пообещало обеспечить поддержку дистанционного обучения. Но в реальности школы столкнулись с тем, что единого стандарта дистанционного обучения не существует, а многочисленные решения, предлагаемые компаниями-разработчиками, не удовлетворяют учителей по многим критериям. Но, как говорится, «на безрыбье и рак рыба», поэтому учителям и ученикам приходится выкручиваться из этой ситуации и пользоваться существующими решениями. Сегодня мы посмотрим на самые распространенные в России сервисы для обучения на дому. 

«Российская электронная школа»

Запущенный в 2016 году единый федеральный сервис для дистанционного обучения учеников всех классов был призван обеспечить «доступ к знаниям русскоговорящих детей со всего мира». Но все-таки в первую очередь создание этого проекта должно было удовлетворить потребность в образовании ребятишек из самых отдаленных уголков страны, а также тех, кто не может посещать «реальную» школу по каким-либо причинам. С тех пор проект серьезно развился: здесь есть более 100 тысяч заданий по всем предметам полной школьной программы, а также немалое количество структурированных интерактивных тестов и видеоуроков. Это, в принципе, неудивительно: за несколько лет в эту систему было «влито» не менее двух миллиардов рублей, а количество участвовавших в его наполнении преподавателей достигает нескольких тысяч.

Система обучения здесь достаточно проста: весь материал (сертифицированный на соответствие госстандартам) разделен по отдельным темам. Внутри каждой темы есть видеоматериал (непосредственно урок), тренировочные задания для самостоятельной проверки знаний и контрольные задания. В них сервис автоматически проверяет ответы и выставляет по ним оценку. Учителя после подключения к сервису могут либо создавать собственные учебные планы, либо пользоваться готовыми (соответствующими требованиям ФГОС). «Привязав» учеников к своему профилю, учитель сможет наблюдать за их прогрессом и оценками. То же самое могут сделать и родители – для них тоже предусмотрена возможность регистрации и проверки электронного «дневника».

РЭШ действительно неплохо наполнена качественным учебным материалом, но все-таки до единой образовательной платформы ей еще пока далеко. Здесь нет возможности проводить уроки в привычном понимании этого слова, то есть ученик остается наедине со всеми материалами и заданиями, а учитель лишается обратной связи и понимания реальных знаний учеников. Но самая серьезная проблема здесь в том, что исполнение технической стороны здесь очень хромает: странички могут долго прогружаться, кнопки – не реагировать на нажатия, а оценки по пройденным тестам – не попадать в дневник. Если для дополнительного самообразования это еще может быть допустимо, то для полноценной замены офлайновому образованию этот фактор становится серьезным ограничением.

«Учи.ру»

На платформе «Учи.ру» по сравнению со ее «бюджетным» аналогом гораздо лучше проработана «онлайновая» составляющая: здесь есть и видеоуроки в «виртуальном классе», и интерактивные задания с игровой частью. Изначально коммерческий сервис существует за счет платных подписок, но на время всеобщей домашней изоляции доступ к школьной программе предоставляется ученикам бесплатно. Вполне возможно, что этот сервис мог бы стать отличным вариантом дистанционного обучения для российских школьников на время карантина, если бы не один серьезный недостаток. Полный курс обучения со всеми предметами, доступный для самостоятельного изучения, здесь присутствует только для начальной школы. Начиная с пятого класса ученикам будут доступны не все возможности сервиса и не по всем предметам. Поэтому учителям все равно приходится «выдумывать» альтернативные способы ведения уроков и составления домашних заданий.

При этом, с точки зрения учителей, сервис тоже более продвинутый, чем РЭШ. Например, по русскому языку и математике здесь можно запускать проверочные работы, созданные наподобие ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Работы можно выбрать из готовых вариантов, а также собрать их из отдельных модулей. При этом у каждого ученика в классе будет свой вариант заданий, поэтому «списать по-быстрому» не получится.

Также здесь можно задавать домашние задания с автоматической проверкой сервисом. Правда, доступны они тоже только для учеников начальной школы.

Есть здесь для учителей и приятное подспорье – онлайн-уроки по некоторым предметам проводят собственные преподаватели сервиса по установленному расписанию. Таким образом ученик сможет подтянуть свои знания, не прибегая к платным репетиторам. Но и эта опция доступна не всем школьникам, а только до 8 класса. Учитывая подобные ограничения и недоступность в сервисе многих предметов, назвать платформу «Учи.ру» полноценной заменой обучению в стенах школы тоже не получится. 

«ЯКласс»

Другой крупный российский сервис онлайн-образования подошел к наполнению учебным материалом с большей скрупулезностью. Мало того, что здесь доступны многие предметы общеобразовательной программы (23 предмета и 1,6 триллиона заданий по ним), здесь еще и предусмотрены возможности редактирования учителями используемых учебных программ и добавления собственных заданий. Преподаватель здесь даже может добавить свой авторский предмет, который будет доступен только ученикам из определенной школы. Правда, коммерческая природа этого проекта дает о себе знать – редактирование предметов доступно только пользователям с платной подпиской. Её можно приобрести либо за 699 рублей в месяц, либо за 2 399 рублей в год.

Для учеников тоже есть возможность подключить платную подписку: она уберет с сайта всю рекламу, покажет возможные варианты решения задач, а также откроет доступ к официальным учебникам для подготовки к экзаменам ЕГЭ. В остальном же функционал сайта бесплатен, изучать предметы можно в любое время. Сервис может интегрироваться во многие системы электронных дневников, используемых в России: «Дневник.ру», Школьный портал Московской области, ЭлЖур, «Сетевой город» (СГО), Elschool, и другие. Также предусмотрена интеграция с аккаунтами Microsoft Office 365 для образования.

Возможности проводить уроки онлайн непосредственно на самом сайте нет. Для учителей предусмотрен режим презентации материала (в том числе созданных ими предметов), а видеотрансляцию урока посредством «захвата экрана» можно обеспечить либо через Skype, либо через Microsoft Teams. 

Интеграция с электронными классными журналами подразумевает выдачу домашних заданий и проверочных работ с автоматическим занесением записи об этом в дневник ученика. В ней будет краткое описание задания, а также ссылка на него в системе «ЯКласс». Таким образом, у учителей уменьшается количество бумажной работы, а у учеников (и их родителей) снимается вечная проблема «а что на завтра задали». С точки зрения технической части, этот сервис более продуманный, каких-то серьезных нареканий к его работе у пользователей нет.   

Заключение

Конечно, это далеко не все сервисы, предлагающие изучение школьной программы онлайн, выбор их сейчас очень велик. К тому же никто не отменял более простые формы взаимодействия учеников и учителей: мессенджеры, видеоконференции, электронную почту и т.д. В данной статье я затронул только три крупнейших отечественных сервиса как показательный пример того, что даже среди них нет такого, который бы полностью удовлетворял требованиям полноценного дистанционного обучения. Несмотря на всю развитость цифровых сервисов, которую мы имеем в 2020 году, наше общество еще не было готово переводить на цифровые рельсы такие «сложные материи», как образование. 

Эпидемия коронавируса стала неким маркером готовности общества к глобальным «блэкаутам», и оно, очевидно, не было к ним готово. Хотелось бы надеяться, что она станет для человечества некоей «вакциной», благодаря которой у него впоследствии выработается «иммунитет». А к следующему подобному катаклизму мы как общество подойдем уже подготовленными и вооруженными.

Если у вас есть чем поделиться про дистанционное школьное образование, то мы по традиции ждем вас в комментариях!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх