На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Traveller
    Где купить? Только ухозаткнутые уже напрочь отключены от жизни и их наркозависимость уже неизлечима.Создан «скучный т...
  • Алексей Демин
    ПриветВ России запустят...
  • Максим Гусев
    горшок для лука лучше бы сделал из видикаВторая жизнь виде...

Анатомия коптера

Как форма беспилотников следует за функцией

Мультикоптеры, которые иногда называют дронами, сегодня привлекают всеобщее внимание. Уже сейчас их используют передовые службы доставки, фермеры, фотографы с операторами, и, конечно же, военные. Можно не сомневаться, что в будущем беспилотники примут на себя и те роли, о которых мы сегодня не задумываеся. Однако до сих пор у мультикоптеров довольно много технических ограничений, связанным с недостатками конструкции. Собственно, единой платформы для создания дронов до сих пор нет, поэтому проектирование беспилотников сегодня — это поле для активных экспериментов. Сегодня мы начинаем спецпроект, в котором специалисты МАМИ расскажут о своем опыте решения передовых инженерных задач и первой из этих историй станет разработка беспилотников собственной конструкции.

Основные компоненты большинства существующих коптеров — это пульт управления, полетный контроллер («бортовой компьютер»), аккумулятор, датчики, корпус (рама) и силовая часть. Контроллер передает сигналы на силовую часть, датчики (гироскопы, барометры, акселерометры, GPS и другие) отвечают за управление коптером. Силовая часть коптера — это роторы с винтами, а корпус представляет собой несущую конструкцию для «начинки». Так как скорость полета коптеров относительно невысока, к их корпусу не предъявляют строгих аэродинамических требований. Главное — сделать их максимально легкими и дешевыми. В идеале, корпус коптера должен защищать его внутренние системы в случае падения — но обычно к нему только одно жестное требование: он не должен создавать эффекта паруса.

Для достижения лучших показателей мотор и пропеллеры коптера устанавливаются равноудаленно друг от друга. На квадрокоптеры обычно устанавливают две пары одинаковых пропеллеров: два вращаются по часовой стрелке и два — против часовой. Рама изготавливается, как правило, из пластика или композитных материалов.

Большая часть современных коптеров имеют массу до четырех килограмм и способны летать до 30-40 минут без подзарядки. Ими можно управлять как с помощью пульта, так и через мобильное приложение смартфона или планшета. Большинство коптеров не могут похвастаться большой грузоподъемностью, поэтому их основная сфера применения сегодня — это фото- и видеосъемка. Для полетов на большие дистанции или для подъема серьезных грузов коптерам обычно не хватает подзарядки. Если для аэросъемки это не очень критично (хотя, безусловно, снижает эффективность самого процесса, а значит и экономическую эффективность), то при доставке груза быстрая разрядка становится настоящей проблемой. Аппарату требуется постоянное присутствие человека и его вмешательство в процесс, в то время как основное преимущество такой доставки — ее полная автономность.

В сентябре 2015 года студенты МАМИ приступили к работе над проектом, который университет развивает совместно с компанией Copter Express. Copter Express — компания, которая ввела в эксплуатацию дроны для доставки пиццы, а также научилась использовать беспилотники для замеров радиоактивного и электромагнитного излучения (что используется при подготовке к строительству). Copter Express также проводит обучающие курсы, на которых можно изучить основы аэродинамики и научиться делать простые квадрокоптеры своими руками, пилотировать и программировать их.

Василий Сафонов

В совместном проекте участвуют около пятидесяти студентов транспортного факультета, факультета информатики и систем управления, образовательной программы по транспортному дизайну. У проекта Университета машиностроения и Copter Express два основных направления: разработка складного дрона-долголёта и станции подзарядки для обычного коптера. Оба направления решают, по сути, одну задачу: увеличить продолжительность полета. Сейчас серийно выпускаемых дронов-долголётов нет, но уже есть прототипы, которые вплотную приближаются к возможности решить эту задачу.

На данный момент в разработке у студентов две идеи, которые преследуют одну и ту же цель, но разными путями.

Первый — критически пересмотреть конструкцию существующих коптеров и фактически начать ее с чистого листа: создать такой корпус, который позволил бы получить необходимое полетное время не прибегая к разработке нового способа подзарядки. Главная задача здесь — сделать корпус как можно легче. Одним из первых решений стало использование в качестве материала корпуса и «лучей» не пластик, а карбон. Другая идея — использовать более энергоемкие литий-ионные аккумуляторы взамен литий-полимерных. Но можно сделать более энергоэффективными и сами двигатели. Например, заменить их на такие, что работают на более низких оборотах — это позволяет существенно съэкономить расходование заряда батареи. Однако энергоэффективные моторы требуют использования винтов бóльшего диаметра, что значительно увеличивают габариты коптера и общий вес конструкции. И это тоже приходится учитывать.

Одна из идей, родившаяся в процессе работы над проектом — сделать коптер складным: переносить и транспортировать дрон диаметром больше метра неудобно. Так проект стал «обрастать» дополнительными задачами: обеспечить жесткость складной конструкции, сделать процесс складывания-раскладывания простым и удобным, разработать оптимальную схему, по которой дрон должен складываться.

Второе направление для решения задач по продолжительности полета дрона — создание станции подзарядки. Идея такой станции выглядит на первый взгляд рациональной и экономичной, однако на деле скрывает массу сложностей. Как сделать так, чтобы дрон мог самостоятельно и точно сесть на станцию подзарядки? Имеющиеся системы GPS не обеспечивают необходимую точность посадки, а делать станцию диаметром около полутора метров нецелесообразно. Станция должна быть компактной и недорогой, чтобы пользователи могли приобретать ее в дополнение к коптеру.

Кроме того, коптер необходимо «научить» понимать и соблюдать полярность для обеспечения заряда и вообще добиться того, чтобы его шасси с расположенными на них контактами попадали именно туда, куда нужно. Саму станцию необходимо защитить от неблагоприятных погодных условий — возможно, накрыть сверху во избежание замыкания во время дождя, а в идеале — «приютить» таким образом и сам коптер. Все вышеперечисленное должно выглядеть привлекательно и стоить недорого, а обладатели коптеров должны иметь возможность доработать свои устройства для их использования совместно со станцией.

Ожидается, что участники проекта не ограничатся прототипами: студенты уже представили первые дизайн-концепты усовершенствованных коптеров экспертам Copter Express. Конечная цель проекта — создание технологии, которая существенно расширит возможности существующих коптеров и послужит основой для создания коммерческого продукта для массового рынка.

Александра Бондарь

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх