На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Traveller
    Где купить? Только ухозаткнутые уже напрочь отключены от жизни и их наркозависимость уже неизлечима.Создан «скучный т...
  • Алексей Демин
    ПриветВ России запустят...
  • Максим Гусев
    горшок для лука лучше бы сделал из видикаВторая жизнь виде...

Как в России пытались сделать успешный смартфон

Этим летом гремела новость — «Яндекс» прошёл нотификацию и вроде как собирается выпустить дебютный телефон. Устройство, согласно слухам и утечкам, поступит в продажу осенью. Если сложатся все карты, в РФ появится первый успешный российский бренд смартфонов — чего мы ждём много лет.

Почему слухи о новинке так важны? Последние годы в стране пытались изобрести «российский смартфон»: кто-то клеил лейблы на китайскую продукцию, кто-то придумывал своё — как Highscreen и YotaPhone. Увы, не получилось — старания породили лишь популярный на 4PDA стереотип, что «у нас ничего своего сделать не могут». Это не совсем так: независимо от результата «Яндекса», в России было несколько нестыдных разработок. Но почему все попытки так и остались попытками? Где наш, пусть не iPhone, но хотя бы Redmi? И сможет ли «Яндекс.Телефон» стать той самой ласточкой, что приведёт РФ к славному будущему? Разбираемся.

Что за история со смартфоном «Яндекса»?

4 июля отечественный IT-гигант получил разрешение ввозить на территорию Евразийского экономического союза «Яндекс.Телефон». Что это значит? По сути, ничего — российский холдинг просто уведомил комиссию ЕАЭС о намерении производить и продавать свой аппарат когда-то в будущем. И получил разрешение до 2023 года поставлять устройство на территорию союза.

304

Однако «Яндекс» не просто так прошёл нотификацию, верно? Да. Корпорация Аркадия Воложа действительно собирается выкатить смартфон этой осенью: уже договаривается с основными торговыми сетями о «льготном» размещении. Оно, по мнению компании, должно выразиться в минимальной наценке для ритейлеров. Те не соглашаются — хотят сохранить привычную маржу.

Выпуск «Яндекс.Телефона» способен перекроить рынок отечественных смартфонов, который в давней стагнации, несмотря на отчаянные усилия Highscreen, YotaPhone и брендов калибром поменьше. 

Покорители земли российской

Начнём с того, что в РФ есть «отечественные» имена — от teXet и DEXP до Highscreen и не совсем российского YotaPhone. Да и статистику не обманешь:  на «русские» аппараты приходится аж 10% рынка (на китайские, например, 30%). За девять месяцев 2017 года в России продали 1,7 миллионов смартфонов «наших»брендов. Выручка внушительная — 6,8 миллиардов рублей.

 

Как в России пытались сделать успешный смартфон

 

Правда, почти все аппараты собирались в Юго-Восточной Азии, и вряд ли их можно считать «своими».

Как вообще производят гаджеты в мире? Есть три глобальных пути. 

Первый — заказать у азиатов «кирпич», привести его домой, растаможить, налепить шильд, перепрошить и продавать в 1,5-2 раза дороже, чем в Китае. Плюс в цену закладывается сервис. Второй вариант — сделать плюс-минус то же самое, но добавить что-то своё: уникальную прошивку или эксклюзивную деталь. Третий — придумать дизайн, позиционирование и программные фишки «дома», а железную сборку заказать на стороне.

Есть и гипотетический четвёртый путь — разработать всё на родине вплоть до последнего винтика. Однако это попросту нереализуемо, так никто не делает, не считая нескольких китайских контор. Та же Apple собирает технику в Китае из межнациональных комплектующих, но iPhone считается американским, потому что «Designed by Apple in California».

Тезис «да какой же он американский/корейский/российский, его в Китае собирают» выкиньте из головы. У азиатов собирают всё и всегда, потому что так дешевле и в КНР налажены логистика и линии производства.

Чтобы сконструировать исключительно «отечественный» смартфон, требуется масштабная государственная программа сродни космической. Вы точно хотите потратить налоговые деньги на какой-нибудь «РосГосСмарт»? 

Другое дело, что большинство «российских» производителей действительно выбирают первый способ — закупают в Азии готовые «кирпичи», чтобы перепродать под собственным брендом. Так делают, например, teXet, DEXP и все сотовые операторы, выпускающие «свои» мобильники. Раньше, когда рынок ещё не научился защищаться от пиратства, удавалось клонировать даже известные флагманы. Например, в 2012 году Explay заказывала в Поднебесной безымянную копию Samsung Galaxy S2, маркировала под себя, ставила ценник в два раза ниже, чем у прототипа, и успешно торговала «новым русским смартфоном». У клона были две симки, низкая цена, яркий экран и позаимствованный у корейского детища дизайн. Благодаря такому решению компания увеличила выручку за год на 80%, а спустя 12 месяцев — ещё на 40%.

Как в России пытались сделать успешный смартфон

Второй путь выбрала Highscreen. Её «бусты» собирают в Китае из местных комплектующих, третьему поколению достался американский аудиочип ESS Technology и российский аудиотракт. Результат известен — у компании ещё три года назад получился телефон, который до недавнего времени звучал лучше всех остальных Android-устройств на рынке. Вполне себе неплохой результат для страны, где не так много примеров успешного высокотехнологичного бизнеса. 

Наконец, максимально близко к званию «первого российского смартфона» подошла Yota с её гаджетом, заказанным «Ростехом».

Здесь все составляющие третьего пути: местный дизайн и программное обеспечение; в КНР только сборка плюс комплектующие. Но YotaPhone не взлетел, несмотря на все усилия Дмитрия Медведева.

Что не так с YotaPhone?

История «Йотафона» началась в 2010-м, когда глава «Ростеха» Сергей Чемезов встретился с тогдашним президентом РФ и рассказал о планах госкорпорации. Та собиралась выпустить отечественное устройство, поддерживающее сети связи четвёртого поколения. Редкий случай, когда обещания стали реальностью — мобильник презентовали спустя три года. 

 

Как в России пытались сделать успешный смартфон

Получилось занятно: смартфон на Android с двумя экранами. Один — AMOLED, второй — E-Ink, на задней крышке. Сконструировала это чудо техники фирма Yota.

Аппарат лёг на прилавки европейских магазинов под занавес 2013 года. Но, что называется, «не пошёл».

Несмотря на заявления о 12 тысячах реализованных экземпляров в первые месяцы продаж, «Ведомости» тогда сообщили, что удалось сбыть всего три тысячи, причём половину — в России. В марте 2014-го Чемезов сказал, что продано 40 тысяч трубок. Но и тут СМИ усомнились в реальности цифр — к концу 2014 года, по данным местных сотовых сетей, было зарегистрировано всего 5-6 тысяч смартфонов Yota.

Как бы там ни было, в декабре 2014-го компания выкатила свежую версию «Йотафона»: больше дисплеи («оба два»), круче начинка. Вполне достойная новинка, которую действительно хотелось купить. Если бы не цена — второй YotaPhone стоил уже не 20, а 33 тысячи. Спустя пару недель рубль вновь упал, и ценник взлетел до 40 тысяч.

Продажи обрушились буквально до сотен устройств — в ноябре 2015-го «Йотафон» под номером два приобрели лишь 270 человек.

Совпали несколько факторов: высокая стоимость по сравнению с китайскими альтернативами, кризис на рынке из-за девальвации рубля. В тот период за аналогичную сумму уместнее было взять Sony Xperia или Samsung Galaxy. Выбрать наш флагман мог либо завзятый патриот, либо отчаянный энтузиаст. Yota Devices поняла ошибку, и в декабре 2015 года снизила цену до 20 тысяч рублей. После этого спрос вырос, но телефон так и не стал народным.

Как в России пытались сделать успешный смартфон

«Самый обсуждаемый российский смартфон “Йотафон” не окупился из-за высокой стоимости. Производители не смогли донести до потребителя, в чём его преимущества. Бежать и покупать телефон, который стоит от 20 тысяч, не понимая, за что платишь, никто не будет», — подвёл черту Максим Корнев, доцент кафедры телевизионных-, радио-, интернет-технологий Института масс­медиа ­РГГУ.

Перспективную разработку уничтожила цена и просчёты в маркетинге. Если бы государство субсидировало YotaPhone, то ценник был бы гораздо ниже, а шансы закрепиться на рынке — выше.

Увы, «рыночек порешал», а у «Ростеха», видимо, кончились желание и деньги. В итоге госструктура продала свой пакет, а за «первый российский смартфон» теперь отвечает холдинг China Baoli.

Есть ли будущее у «Яндекс.Телефона»?

И здесь мы вновь возвращаемся к большой букве «Я». Что ждёт «Яндекс.Телефон»? Каким путём пойдёт «наш Google»? Компания не раскрывает технических характеристик, но, разработка «отвечает параметрам китайских смартфонов в ценовой категории 10-12 тысяч рублей». Похоже, что IT-гигант отправил производство на аутсорс, а дизайн и позиционирование, скорее всего, реализовал у себя.

Как в России пытались сделать успешный смартфон

Кроме того, устройство наверняка оснастят сервисами компании, вырезав гугловские. ПО будет отечественным.

Если Аркадий Волож не сделает какой-то самоубийственный шаг, у нас будет «второй российский телефон»

Однако у него больше шансов перетряхнуть рынок — условия Yota были стократ сложнее. Во-первых, «Яндекс» уже обзавёлся богатым опытом по запуску проектов и конкурированию с иностранными корпорациями. Его поисковик бьётся с Google и Microsoft, а такси-агрегатор — победил UBER и борется с Gett. Согласитесь, соперники ничуть не менее серьёзные, чем Samsung и Xiaomi. Во-вторых, у российского холдинга есть интересы, кроме прямой прибыли от продаж смартфона, — нужно внедрять свои сервисы. А это значит, что потребительскую стоимость «Яндекс.Телефона» можно сбивать субсидиями, удерживая низкую цену. Именно этого в своё время не хватило YotaPhone. 

На руках «Яндекса» все козыри. Вопрос лишь в том, пойдут ли они в ход. Если всё получится, у нас будет свой коммерчески успешный гаджет, а разговоры наподобие «в России ничего не смогут сделать!» наконец утихнут.

В противном случае мы вернёмся к тому, с чего начали, — нашу страну будут представлять китайские трубки с российскими лейблами, полуживой Highscreen и целых два почивших в бозе «убийцы айфона».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх