На примере «Билайн» предлагаю посмотреть, что происходит на рынке смартфонов и в операторской рознице в первые шесть месяцев 2019 года.
Уже пятый год подряд реальные денежные доходы населения продолжают падать, если мерить относительно 2013 года. Однако в рознице «Билайн» продажи смартфонов ценой более 30 тысяч рублей выросли на 50%.
Это связано с обилием различных финансовых программ и акций, позволяющих смягчить покупку дорогостоящего устройства. Большую популярность приобрели различные программы рассрочки, предлагающие покупку без переплаты.
Если говорить цифрами, то сейчас каждый пятый смартфон куплен с использованием финансовых инструментов. А количество смартфонов, приобретенных в рассрочку/кредит, увеличилось в 2.2 раза. Народ распробовал идею.
Мне идея рассрочки импонирует. Например, Samsung Galaxy A50 на 64 ГБ при официальной цене в 19 990 рублей можно взять в рассрочку за 555 рублей в месяц на 3 года. Учитывая, что средний цикл обновления смартфонов уже вплотную приблизился к этой цифре, то неплохой вариант. 555 рублей – сумма подъёмная для большинства населения. И за эти деньги можно приобрести качественный аппарат от любого производителя.
Также в «Билайн» отметили, что популярность программы трейд-ин за последнее время выросла в 23 раза. В качестве примера можно привести текущую акцию, которая распространяется на смартфоны Huawei, Honor, Samsung, Xiaomi, Vivo и даже Alcatel с ZTE. Программа позволяет сдать свой старый смартфон и получить фиксированную скидку (до 10 000 рублей) на покупку из перечисленных брендов.
Трейд-ин может показаться невыгодным, так как кажется, что на вторичном рынке можно продать старый телефон дороже. Это справедливо для ходовых аппаратов, но бывают и телефоны, которые сложно продать. Тогда проще их сдать по акции и получить скидку. Но в целом я скептически отношусь к трейд-ин. Если среди читателей есть те, кто пользовался, то не поленитесь, пожалуйста, рассказать о своем положительном или негативном опыте в комментариях.
Отдельно «Билайн» отмечает, что популярность смартфонов ценой 30-35 тысяч увеличилась в 6 раз. Вполне понятные цифры, так как цена топовых флагманов основных производителей уже перевалила за 60 000 рублей, но каких-то ультимативных отличий от смартфонов в диапазоне до 40 тысяч рублей не наблюдается. Покупатели это чувствуют и голосуют рублем.
Если между смартфонами не видно разницы, зачем платить больше?
Логично предположить, что данный сегмент рынка и во втором полугодии будет «горячим» с точки зрения потребительского спроса.
Второй озвученный тренд — это популярность фаблетов. По словам «Билайн», 49% клиентов предпочитают фаблеты. Схожую цифру (45%) в своем пресс-релизе называют «Евросеть»/ «Связной». Ничего особенного в этом нет, так как по официальной классификации фаблетом считаются устройства с диагональю более 5,6 дюйма, что, в принципе, воспринимается уже как норма. По такой классификации даже iPhone XR считается фаблетом. Популярность фаблетов можно объяснить и тем, что покупатель хочет получить от устройства максимум, а на большом экране удобнее и сайты смотреть, и читать, и, конечно, играть. В своем материале Эльдар Муртазин публиковал версию первой десятки самых популярных смартфонов в рознице (в штуках) за май:
- Samsung Galaxy A10 32 ГБ
- Samsung Galaxy A50 64 ГБ
- Samsung Galaxy J2 Core 8 ГБ
- Honor 7A 16 ГБ
- Honor 10 Lite 32 ГБ
- Honor 8X 64 ГБ
- Xiaomi Redmi 6A 16 ГБ
- Honor 8A 32 ГБ
- Samsung Galaxy A30 32 ГБ
- Samsung Galaxy A7 2018 64 ГБ
В данном списке, кроме номеров 3 и 7, только фаблеты. Такая же картина, если смотреть в штуках, характерна и для первого полугодия. В зависимости от розничной сети позиции смартфонов могут немного отличаться, но сути это не меняет:
- Honor 8X
- Honor 10 Lite
- Samsung Galaxy A7
- Honor 7A PRO
- Samsung Galaxy A50
В деньгах картинка смотрится интереснее:
- iPhone XR (64Gb)
- iPhone X (64Gb)
- iPhone XR (128Gb)
- Honor 8X (64Gb)
- Samsung Galaxy A50
Как можете заметить, исходя из списка брендов, рынок укрупняется. Ведущие игроки Samsung, Huawei/Honor и Apple плотно оккупировали 80% продаж розницы «Билайн».
Цифра перекликается с мнением и других игроков рынка. Если смотреть по годам, то в 2017 году доля топ-игроков была на уровне 50%, в 2018 – уже 65%, а в первом полугодии составила 82%. В число топ-5 брендов всего рынка входят Samsung, Honor и Huawei, Apple и Xiaomi.
Доля Samsung, Honor и Huawei, Apple и Xiaomi превысила 80%
На вопрос, а где же Xiaomi в числе лидеров розницы «Билайн», Юрий Смагаринский, исполнительный вице-президент по продажам и клиентскому сервису, ответил, что большая часть продаж Xiaomi происходит в онлайн-каналах. И это действительно так. Xiaomi является лидером онлайн-продаж в России по итогам первого полугодия. Компания занимает долю в 22%, если считать Huawei (8.5%) и Honor (19.5%) за отдельные бренды. Однако на онлайн-продажи приходится всего около 16% в количественном выражении (20% в деньгах), то есть 84% покупателей предпочитают ходить в розничные магазины.
Ответ на вопрос, почему многие покупатели предпочитают офлайн-розницу, кроется и в том, что это по-прежнему самый популярный вариант познакомиться со смартфоном вживую, а также узнать про новые предложения. В «Билайн» рассказали, что 72% смартфонов куплены с использованием различных специальных предложений.
Если помните, то примерно год назад у нас выходил материал о том, как «Билайн» занимается переформатированием розницы. Одним из обещаний были постоянные акции и скидки. Цифрами не измерял, но визуально у «Билайн» действительно самая высокая акционная активность
Обилие акций и рассрочек – это, конечно, плюс, но приводит к снижению маржинальности, так что по факту многие аппараты продаются с минимальной наценкой. Ответ на вопрос, зачем же операторам собственная розница, если нет прибыли с продаж, кроется в этом слайде:
По статистике, только 8% покупателей смартфонов уходят без приобретения SIM-карты. Юрий Смагаринский прокомментировал ситуацию так: «В России на каждого жителя приходится почти по 2 SIM-карты. Мы работаем на очень насыщенном рынке, и продажи смартфонов остаются главным топливом для получения новых клиентов».
Расстановка сил по итогам 2018 года
Действительно, в России зарегистрировано 255.7 миллиона SIM-карт, что означает пенетрацию на уровне 179% по итогам 2018 года. Для сравнения, в США у 4 крупнейших операторов – Verizon, AT&T, T-Mobile US, Sprint – на 1 квартал 2019 года суммарно 449.5 миллиона абонентов, то есть пенетрация 138%.
Рынок насыщенный и сложный, и выгодные предложения на смартфоны становятся главным инструментом приобретения новых абонентов, вследствие чего в России велик и отток абонентов. Например, за 2018 год 39% абонентов сменили своего оператора. Как можете заметить, в 2018 году сократился общий объём продаж SIM-карт, а отток сократился с 44% до 39%. Но данные цифры, согласно мнению представителя AC&M-Consulting, всё равно в 1.5-2 выше, чем в странах Европы.
Продажи SIM-карт и отток абонентов (данные AC&M)
У монеты, как всегда, две стороны. С одной стороны, неприятно, когда пытаются навязать SIM-карту. С другой – именно круговорот абонентов между операторами стимулирует конкуренцию и приводит к появлению более интересных и выгодных для нас с вами предложений. К слову, многие воспринимают свой тариф как что-то купленное на веки вечные. Рекомендую каждые полгода-год смотреть интересные предложения на рынке. Могу привести себя в пример. Сменил прошлогодний тариф на более актуальный и за те же деньги получил в два раза больше интернета.
В заключение, из любопытного. «Билайн» продолжает эксперименты с добавленной ценностью, то есть пытается придумать, как сделать покупки в его рознице более привлекательными для клиентов. В качестве нововведения с июля оператор начал продавать продукты не только для смартфонов, но и для домашнего компьютера и других девайсов: антивирусы, программное обеспечение, подписки на онлайн-кинотеатры. На подобные услуги распространяются специальные предложения. Из примеров нашел, что при подключении к тарифам «Анлим» и «Первые Гиги» предлагается подписка на ivi через Билайн ТВ за 99 рублей.
Эту идею, да и большинство попыток «Билайн», могу только поприветствовать. Оператор пробует отстроить свою розницу от конкурентов как визуально, так и по услугам. Говоря «визуально», имею в виду смену дизайна розницы. Если сравнивать с другими операторами, салоны «Билайн» выглядят приятнее и уютнее. Этому способствует и то, что в некоторых из них работают кофейни. Кстати, считается, что аромат кофе повышает продажи. Точной цифрой не поделились, но сказали, что после запуска кофейни трафик увеличился на 50%.
Отстройка от конкурентов по услугам – также интересная идея, как сама по себе, так и в общем контексте рынка. Если идея окажется удачной, то её, скорее всего, скопируют и другие операторы, и мы как клиенты получим больше за те же деньги.
Пишите в комментариях, розница какого оператора вам больше всего нравится визуально и по качеству услуг. Также рассказывайте, какие вообще магазины электроники любите посещать, где совершаете покупки. У меня ощущение, что читатели Mobile-Review покупают только онлайн. Про себя могу сказать, что свой последний смартфон я пошел и купил в салоне. Просто потому, что он был рядом с домом.
Свежие комментарии