На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Traveller
    Где купить? Только ухозаткнутые уже напрочь отключены от жизни и их наркозависимость уже неизлечима.Создан «скучный т...
  • Алексей Демин
    ПриветВ России запустят...
  • Максим Гусев
    горшок для лука лучше бы сделал из видикаВторая жизнь виде...

Как информационные технологии дополняют окружающую нас реальность

Не так давно газета «Сегодня» стала использовать технологию под названием «дополненная реальность». Liferead решил, что это событие — хороший информационный повод, чтобы рассказать об этой технологии и о том, как она используется в различных сферах человеческой деятельности.

Что такое дополненная реальность

Окружающий нас мир воспринимается разумом посредством органов чувств. Таковых у нас шесть: глаза, нос, уши, язык, кожа, вестибулярный аппарат. Каждый из них представляет собой шедевр биологической эволюции.

Однако в некоторых ситуациях нам совсем не помешала бы дополнительная информация об окружающей нас реальности. Кроме того, неплохо было бы упростить сам процесс ее получения. Такие услуги как раз и оказывает нам технология добавленной реальности. Сокращенно — AR (аббревиатура от словосочетания Augmented Reality).

Сразу же нужно внести ясность: виртуальная и дополненная реальность — разные явления. Да, они могут использовать похожие устройства (например, очки и шлемы) или одни и те же технологии. Однако есть между ними важнейшая, принципиальная разница. Давайте объясним на примере.

Представьте, что вы попадаете в султанский дворец Топкапы в Стамбуле. Вооружились специальными очками или смартфоном с особым приложением. Вы гуляете по дворцу, видите толпы туристов со всего света, огромные контейнеровозы, ползущие по Босфору.

Но если вы остановились перед каким-то экспонатом, то AR-очки или приложение на смартфоне добавят вам информации о заинтересовавшем объекте. Например, сообщат, что великолепный алмаз «Ложечник» весит столько-то граммов, расскажут о его истории, нарисуют на линзе очков или экране смартфона объемную модель камня, чтобы показать — как он выглядел до огранки.

Т. е. окружающая вас реальность (китайские туристы, подозрительно косящийся на вас музейный смотритель и летняя жара на дворе) никуда не делась. Просто реальность дополнилась новой или нужной информацией, преподнесенной в удобной форме. Для этой цели используются некие устройства, работающие со специальными компьютерными программами. Именно такой подход используется в дополненной реальности (AR).

Теперь представляем иную ситуацию. Человек зимним вечером сидит на потертом диване в хрущевке на окраине областного центра. И вот наш герой надевает специальный шлем, включает его — и вдруг он оказывается в том же Топкапы. Однако в летнюю пору и в эпоху Сулеймана Великолепного. Нет городской окраины. Нет никаких туристов, нет сухогрузов на Босфоре. Вокруг суетятся янычары, навстречу проходят венецианские купцы, а вскоре на глаза попадается и сам султан…

Вот такой полный отрыв от реально существующего мира называется виртуальной реальностью (VR).

Дополненная реальность — как это сделано

Сейчас используется два подхода к созданию дополненной реальности. Первый — применение особых маркеров. Второй основан на определении координат пользователя. Вкратце расскажем о них.

Маркер — это некий реальный объект, который обнаруживается программой и дает команду на создание объекта виртуального. Изучив положение маркера в пространстве, программное обеспечение проецирует на него виртуальный ­объект. Так достигается эффект физического присутствия виртуального объекта.

Разные программные ухищрения (графические фильтры, библиотеки моделей) делают сгенерированный объект весьма реалистичным. Именно этот принцип используется в дополненной реальности в печатных изданиях, на обложках тетрадей или на упаковке каких-либо товаров. Камера смартфона определяет маркер, напечатанный на странице (обложке, этикетке и т. д.), а дальше программа мгновенно создает некий объект.

В случае еще одного распространенного подхода (локация) программа не ищет изображение, запускающее создание виртуального объекта. Ее работа базируется на присутствующих в любом GPS-приемнике, компасе, акселерометре. Благодаря GPS смартфону понятно, где на планете Земля находится пользователь. С других устройств можно получить информацию, куда человек смотрит. Когда координаты, заданные в программе создания AR совпадают с координатами смартфона, на экране создается виртуальный объект.

История — дополненной реальности… 60 лет

Можно считать, что в 2018 году технология AR отмечает круглую дату — 60 лет с момента появления первого устройства. Напомним о некоторых важных этапах на этом пути.

1958 г. Американец Морт Хейлиг начал воплощать в жизнь «Сенсораму». Зритель мог просмотреть несколько роликов, а во время сеанса его обдувал ветер, кресло под ним тряслось, а иногда даже ощущался аромат, связанный с происходящим на экране.

1968 г. Профессор Гарварда Айвен Сазерленд, отец компьютерной графики, и студент Боб Спроул представляют прообраз современного шлема VR/AR с мрачным названием «Дамоклов меч».

1974 г. Специалист по компьютерам и художник в душе Майрон Крюгер создает простую лабораторию виртуальной реальности Videoplace. Устройство состояло из видеокамеры, проектора и экрана.

1982 г. Томас Циммерман патентует гибкий оптический датчик, используемый для распознавания сгибания пальца в перчатке. Вскоре он разрабатывает технологию Data Glove (перчатка данных).

1990 г. Сотрудник компании Boeing Том Кодел вводит в обиход сам термин «дополненная реальность».

1998 г. Компания Sportvision предлагает технологию, «рисующую» линии на поле в ходе футбольной трансляции.

1999 г. Полет орбитального корабля NASA с гибридной системой видения, использующей AR.

2009 г. Первое применение AR в печатных СМИ (в журнале Esquire).

2014 г. Началось тестирование Google Glass.

2016 г. Microsoft представляет Hololens — очки для работы с AR. Возникает бум игры Pokemon Go.

Знай наших — дополненная реальность из СССР

Может сложиться впечатление, что технология AR — принесенное к нам явление, созданное где-то за океаном. Однако разработки с AR велись у нас в те времена, когда термина «дополненная реальность» еще и в помине не было.

В последней трети XX века в авиации появилась острая необходимость в особых устройствах — нашлемных сис­­темах целеуказания (НСЦ). В СССР первую НСЦ «Щель 3У» разработали в киевском ЦКБ «Арсенал». Еще в 1977 г. НСЦ «Щель 3У» была установлена на опытной партии ­МиГ-29.

Новые возможности как самолетов (повышенная маневренность), так и ракетного вооружения ближнего боя обусловили необходимость создания новых систем управления оружием. Уже с использованием данных о разворотах головы летчика. Так называемых нашлемных систем целеуказания (НСЦ).

Выбор НСЦ для оснащения перспективных самолетов МиГ-29 и Су-27, осуществлялся на конкурсной основе. Для принятия решения о выборе базовой нашлемной системы были проведены разнообразные исследования и сравнительная оценка нескольких прототипов НСЦ, предложенных несколькими предприятиями оборонной промышленности бывшего СССР.

военная техника, дополненная реальность, нашейная система, шлем, сура-м

Нашлемная система целеуказания «Сура-М»

В результате проведенных работ, а также летных испытаний в июле 1977 г. было принято решение об установке НСЦ «Щель-ЗУ» разработки ЦКБ «Арсенал» (Киев) на опытную партию самолетов МиГ-29. Дальнейшим развитием этой системы стали НСЦ «Сура», «Сура-М».

Где уже используется дополненная реальность

Армия — наведение оружия поворотом головы

Нашлемные системы индикации и целеуказания для самолетов и вертолетов давно используются во многих армиях мира.

Медицина — взгляд внутрь тела

AR-сканер AccuVein трассирует в дополненной реальности вены пациента — чтобы медсестра не промахнулась, делая инъекцию. Ведется разработка AR-очков Medsights Tech: хирурги смогут видеть внутренние органы пациента сквозь кожу.

Образование — музей без гида и материализующиеся из скелетов ящеры

CHESS — технология, предлагающая маршрут по музею. Интерактивный гид на смартфоне или планшете дает подсказки, как пройти, на что обратить внимание, данные об экспонате и т. д.

Приложение Skin and Bones (Национальный музей естественной истории в Вашингтоне) «оживляет» скелеты животных: на смартфонах посетителей кости начинают обрастать плотью.

Индустрия игр

Ажиотаж вокруг игры Pokemon Go означал нашу готовность к слиянию реальности и виртуальных миров.

Покемон

Игра в виде охоты в реальном мире на выдуманных существ появилась в 2016 г.

Продажи — смартфон в помощь

Благодаря применению AR этикетки кетчупов Heinz при наведении на нее смартфона превращаются в сборник рецептов.

С помощью приложения IKEA Place покупатель выбирает мебель из каталога компании. Затем осматривает ее с разных ракурсов и даже делает снимки реальной комнаты с «виртуальной» мебелью.

Йети из Украины на службе маркетинга

My Yeti — проект украинской компании Live Animations, направленный на рост продаж мороженого. Авторы создали мультфильмы о семье снежных людей (йети) и разместили их на этикетках мороженого одного из наших брендов. Дополненная реальность увеличила частоту покупок в 2,4 раза.

Планеты, вращающиеся над страницами газеты

Газета «Сегодня» и компания Live Animations приступили к реализации совместного образовательного проекта.

Спорт — чертим траекторию мяча на экране телевизора

При просмотре по ТВ теннисных или футбольных матчей прорисовывается траектория полета мяча, наложенная на реальную картинку.

технологии в спорте

Дополненная реальность стала привычной в трансляциях спортивных игр

Бум на дорисовки внешности на фото в соцсетях

Instagram и SnapChat задали моду на дорисованные к фото и видео ушки и мордочки.

Приложение для смартфона

Приложения для смартфонов стали «добавлять» элементы к нашей внешности на фото

Источник

Картина дня

наверх